РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЕВАНГЕЛИЕ

ЕВАНГЕЛИЕ

ЕВАНГЕЛИЕ ЕВАНГЕЛИЕ (от греч. - добрая весть) - 1) одно из ключевых понятий христ. богословия. В античном мире слово «Е.» означало просто «весть о победе», а также указывало на награду самому вестнику. В Библии (в евр. эквиваленте) это слово встречается уже в Ветхом Завете, в Книге пророка Исайи (40:9-11; 52:7- 10), где «евангелием» именуется радостное пророчество об избавлении израильского народа из Вавилонского плена. В Новом Завете Е. прежде всего - весть о воскресении и вознесении Иисуса Христа и соответственно весть о спасении, к-рое даруется Богом человечеству через искупительную смерть и воскресение Иисуса.

Евангелист Марк был, вероятно, первым, кто применил (ок. 70 н. э.) слово «Е.» к своему сообщению о земной жизни Иисуса Христа. Первые слова его книги: «Начало Евангелия Иисуса Христа, сына Божия», или «Начало Радостной Вести об Иисусе Христе, Сыне Бога» (Мк 1:1).

Неск. позже словом «Е.» стала называться сама книга Марка и др., подобные ей писания Нового Завета. Канонич. для всех христ. конфессий признаны только четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Предлог «от» (точнее - «по», «согласно» - греч. kata, лат. secundum) подразумевает, что Е. - одно, но излагается «согласно» Матфею, Марку и т. д. Именно эти книги составили позднее перцый раздел Нового Завета, собственно христианской части Библии.

В Римской империи слово «Е.» несло в себе актуальное политич. звучание. Начиная с 1 в. н. э. обожествленным императорам воздавались сверхчеловеческие почести, при этом они именовались «спасителями». Поэтому «спасительными» были и их деяния, а евангелиями именовались официозные известия об этих событиях. Христиане, применяя слово «Е.» к вести о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа, тем самым отвергали притязания на божественность как императора, так и самой империи.

Первые три Е. (от Матфея, Марка и Луки) в силу их сходства получили название «синоптических», т. е. «сообозримых» (греч. означает «способный обозреть все вместе»). Их очевидная связь породила в библеистике т. н. «синоптическую проблему». В 20 в. наиболее рациональное решение этой проблемы представлено «гипотезой двух источников». Согласно ей одним лит. источником для Матфея и Луки послужило Е. от Марка, содержащее преимущественно описание деяний Иисуса. Текст Е. от Марка почти полностью включен в Е. от Матфея и Е. от Луки. Второй источник для Матфея и Луки - гипотетический источник «Логий», т. е. «Изречений» Иисуса Христа. Кроме этого, Матфей и Лука использовали особые источники, содержащие предания, доступные каждому из этих евангелистов. Предполагается, что Е. от Марка окончат. сформировалось примерно в 70 г. н.э., Е. от Луки - в 70 - 80-е гг., и Е. от Матфея - к 80-м гг. Четвертое Е. - от Иоанна - отличается исключит. своеобразием и содержит не просто фиксацию преданий об Иисусе Христе, но также и их богословское осмысление. По всей вероятности, оно написано ок. 100 г. н.э. После создания четырех канонических Е. в обиход входят т. н. апокрифические Е.

ЕВАНГЕЛИЕ

Миниатюра «Иоанн диктует Прохору» из Евангелия 1507

2) «Е. служебное» - литургич. кн., содержащая тексты четырех канонич. Е. (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), к-рые разделены (кроме деления на главы и стихи) на зачала, предназначенные для чтения во время богослужений в течение года. Включает также указатель чтений для различных богослужебных периодов года, Месяцеслов и др. уставные статьи и заметки.

Изд. и лит.: Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии. СПб., 1892; Жебелев С. Евангелия канонич. и апокрифич. Пг., 1919; Гладков Б. Толкование Евангелия. М., 1991; Давыдова Н. В. Евангелие и древнерус. лит-pa. М., 1992; Канонич. Евангелия / Пер. с греч. В. Н. Кузнецовой. М., 1993.