РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЭТНОГРАФИЯ

ЭТНОГРАФИЯ

ЭТНОГРАФИЯ ЭТНОГРАФИЯ (от греч. - народ и пишу) - науч. дисциплина, занимающаяся изучением этнич. общностей и специфич. черт их культуры. Наряду с термином Э. для обозначения этой науч. дисциплины используются и др. названия. Ближайший (в рус. традиции синонимичный термин) - этнология. В ряде зап.-европ. стран под термином Э. понимается описательная дисциплина в отличие от теоретической - этнологии. В англоязычных странах аналогом Э. являются социальная антропология (Англия) и культурная антропология (США). В работах К. Леви-Строса Э., этнология и антропология представляют собой три этапа в процессе изучения культуры: Э. включает сбор и систематизацию эмпирич. фактов, этнология - синтез на разл. уровнях (ист., географич. и др.), антропология - заключительный этап познания человека и его культуры. В России Э. как самостоятельная наука возникла в сер. 19 в. В 1845 было создано РГО с отделением этнографии, которое возглавил К.М. Бэр. Первоначально задача Э. виделась в изучении инородцев, населяющих Россию, но вскоре, с приходом на пост главы отделения Н.И. Надеждина, основное внимание стало уделяться изучению русских. Во 2-й пол. 19 в. основные усилия сосредоточились на иссл. обществ. и семейного быта, сельской общины, обычного права, народной поэзии, интерпретация которой велась с позиции сначала мифологич. школы, а затем «теории заимствований» (А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, О.Ф. Миллер, А.Н. Веселовский, В.В. Стасов, В.Ф. Миллер и др.). На рус. Э. особое влияние оказал эволюционизм, который с 70-х гг. стал доминирующим направлением. С позиций эволюционизма вели свои исследования М.М. Ковалевский, Л.Я. Штернберг, Н.Ф. Сумцов, В.Н. и Н.Н. Харузины. С 90-х гг. развернулась музейно-собирательская деят-ность. Крупнейший из Э. музеев - Музей этнографии и антропологии (Кунсткамера). В это же время появилась этнографич. периодика - ж. «Этнографич. обозрение» (1889) и «Живая старина» (1890). Много ценных Э. материалов было собрано «Этнографич. бюро» кн. В.Н. Тенишева. Во многих губ. России активно работали местные собиратели (П.В. Шейн, С.В. Максимов, Е.В. Барсов, Д.Н. Садовников и др.). Эту линию затем продолжили этнографы-краеведы Д.К.Зеленин, Н.А. Иваницкий, М.Б. Едемский, Н.Я. Никифоровский, В.Н. Добровольский. В сов. время проблематика Э. исследований постепенно менялась. Основное внимание стало уделяться вопросам этногенеза, этнич. истории, материальной культуры. Особенно поощрялись крупные коллективные проекты. Были созданы историко-этнографич. атласы («Сибирь», «Русские»), осуществлено многотомное издание «Народы мира». 70 -80-е гг. отмечены усиленной разработкой теории этноса (Ю.В. Бромлей, С. А. Арутюнов и др.). В последние годы исследоват. интерес сместился в сторону проблемы этничности.

Лит.: Токарев С.А. История рус. этнографии. М., 1966; Этнография вост. славян. Очерки традиц. культуры. М., 1987; Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989; Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1990; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990; Зеленин Д.К. Вост.-славянская этнография. М., 1991.