ЭТНОГРАФИЯ (от греч. - народ и пишу) - науч. дисциплина, занимающаяся
изучением этнич. общностей и специфич. черт их культуры. Наряду с термином
Э. для обозначения этой науч. дисциплины используются и др. названия. Ближайший
(в рус. традиции синонимичный термин) - этнология. В ряде зап.-европ. стран
под термином Э. понимается описательная дисциплина в отличие от теоретической
- этнологии. В англоязычных странах аналогом Э. являются социальная антропология
(Англия) и культурная антропология (США). В работах К. Леви-Строса Э.,
этнология и антропология представляют собой три этапа в процессе изучения
культуры: Э. включает сбор и систематизацию эмпирич. фактов, этнология
- синтез на разл. уровнях (ист., географич. и др.), антропология - заключительный
этап познания человека и его культуры. В России Э. как самостоятельная
наука возникла в сер. 19 в. В 1845 было создано РГО с отделением этнографии,
которое возглавил К.М. Бэр. Первоначально задача Э. виделась в изучении
инородцев, населяющих Россию, но вскоре, с приходом на пост главы отделения
Н.И. Надеждина, основное внимание стало уделяться изучению русских. Во
2-й пол. 19 в. основные усилия сосредоточились на иссл. обществ. и семейного
быта, сельской общины, обычного права, народной поэзии, интерпретация которой
велась с позиции сначала мифологич. школы, а затем «теории заимствований»
(А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, О.Ф. Миллер, А.Н. Веселовский,
В.В. Стасов, В.Ф. Миллер и др.). На рус. Э. особое влияние оказал эволюционизм,
который с 70-х гг. стал доминирующим направлением. С позиций эволюционизма
вели свои исследования М.М. Ковалевский, Л.Я. Штернберг, Н.Ф. Сумцов, В.Н.
и Н.Н. Харузины. С 90-х гг. развернулась музейно-собирательская деят-ность.
Крупнейший из Э. музеев - Музей этнографии и антропологии (Кунсткамера).
В это же время появилась этнографич. периодика - ж. «Этнографич. обозрение»
(1889) и «Живая старина» (1890). Много ценных Э. материалов было собрано
«Этнографич. бюро» кн. В.Н. Тенишева. Во многих губ. России активно работали
местные собиратели (П.В. Шейн, С.В. Максимов, Е.В. Барсов, Д.Н. Садовников
и др.). Эту линию затем продолжили этнографы-краеведы Д.К.Зеленин, Н.А.
Иваницкий, М.Б. Едемский, Н.Я. Никифоровский, В.Н. Добровольский. В сов.
время проблематика Э. исследований постепенно менялась. Основное внимание
стало уделяться вопросам этногенеза, этнич. истории, материальной культуры.
Особенно поощрялись крупные коллективные проекты. Были созданы историко-этнографич.
атласы («Сибирь», «Русские»), осуществлено многотомное издание «Народы
мира». 70 -80-е гг. отмечены усиленной разработкой теории этноса (Ю.В.
Бромлей, С. А. Арутюнов и др.). В последние годы исследоват. интерес сместился
в сторону проблемы этничности.
Лит.: Токарев С.А. История рус. этнографии. М., 1966; Этнография
вост. славян. Очерки традиц. культуры. М., 1987; Арутюнов С.А. Народы и
культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989; Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.
М., 1990; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990; Зеленин Д.К.
Вост.-славянская этнография. М., 1991.