РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЭРЬЗЯ (Нефедов) Степ. Дм.

ЭРЬЗЯ (Нефедов) Степ. Дм.

ЭРЬЗЯ (Нефедов) Степ. Дм. ЭРЬЗЯ (Нефедов) Степ. Дм. (1876-1959) - скульптор (станковист, монументалист). Учился на вечерних курсах Строгановского уч-ща, в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (с 1906). Автор станковых и монумент. портретов, композиций из дерева, мрамора, железобетона или цемента. Поиски 1900-10-х гг. и более поздние близки стилистике и поэтике модерна, характеризуются созданием образов-символов, их романтикой бытия ( «Тоска», 1907; «Распятый Христос», 1910 - 11 и др.). Использует опыт и достижения нар. дерев. пластики, творчески осмысливает живописные и декор. возможности мат-лов. Испытывает влияние рев. событий 1905-17, определивших тематич. ряд мн. произв., участие в осуществлении плана монумент. пропаганды («Жертвы революции, 1905», 1926; Лениниана, 1922-50-е гг. и т. п.). В 1927-50 работал в Аргентине: портреты и композиции из плотных субтропич. пород деревьев (квебрахо, альгарробо), образы к-рых нередко навеяны причудливыми очертаниями материала («Фантазия», 1927; «Ужас», 1933). Сумел уловить нац. характер и этнич. особенности мн. народов Юж. Америки. Получил всемирное признание. В течение всей жизни большое внимание уделял разработке психол. образов современников («Старик-мордвин», 1944 и др.), создал серию портретов гениев рус. и мир. культуры, воплотивших идею величия человеч. духа (Бетховен, 1929; «Мыслитель», «Философ», Л. Толстой, 1930 и др.).

На родине творчество Э. долго рассматривалось как формалистическое, но постепенно начинает получать признание с кон. 1950-х гг. Э. сыграл значит. роль в подъеме нац. (мордовской) культуры.

Лит.: Воспоминания о скульпторе С.Д. Эрьзе. Саранск, 1972; Степан Эрьзя: Альбом. Л., 1975; С.Д. Эрьзя: Альбом. Саранск, 1987.