ЭРЬЗЯ (Нефедов) Степ. Дм. (1876-1959) - скульптор (станковист,
монументалист). Учился на вечерних курсах Строгановского уч-ща, в Моск.
уч-ще живописи, ваяния и зодчества (с 1906). Автор станковых и монумент.
портретов, композиций из дерева, мрамора, железобетона или цемента. Поиски
1900-10-х гг. и более поздние близки стилистике и поэтике модерна, характеризуются
созданием образов-символов, их романтикой бытия ( «Тоска», 1907; «Распятый
Христос», 1910 - 11 и др.). Использует опыт и достижения нар. дерев. пластики,
творчески осмысливает живописные и декор. возможности мат-лов. Испытывает
влияние рев. событий 1905-17, определивших тематич. ряд мн. произв., участие
в осуществлении плана монумент. пропаганды («Жертвы революции, 1905», 1926;
Лениниана, 1922-50-е гг. и т. п.). В 1927-50 работал в Аргентине: портреты
и композиции из плотных субтропич. пород деревьев (квебрахо, альгарробо),
образы к-рых нередко навеяны причудливыми очертаниями материала («Фантазия»,
1927; «Ужас», 1933). Сумел уловить нац. характер и этнич. особенности мн.
народов Юж. Америки. Получил всемирное признание. В течение всей жизни
большое внимание уделял разработке психол. образов современников («Старик-мордвин»,
1944 и др.), создал серию портретов гениев рус. и мир. культуры, воплотивших
идею величия человеч. духа (Бетховен, 1929; «Мыслитель», «Философ», Л.
Толстой, 1930 и др.).
На родине творчество Э. долго рассматривалось как формалистическое,
но постепенно начинает получать признание с кон. 1950-х гг. Э. сыграл значит.
роль в подъеме нац. (мордовской) культуры.
Лит.: Воспоминания о скульпторе С.Д. Эрьзе. Саранск, 1972; Степан
Эрьзя: Альбом. Л., 1975; С.Д. Эрьзя: Альбом. Саранск, 1987.