РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЕРШОВ Матв. Ник.

ЕРШОВ Матв. Ник.

ЕРШОВ Матв. Ник. ЕРШОВ Матв. Ник. (1886-?) - историк философии, педагог. Окончил Казан. дух. акад. (1911). В 1914 защитил магистер. дисс. «Проблема богопознания в филос. Мальбранша». В Казан. дух. акад. и Казан. ун-те Е. преподавал курсы др. и новой европ. филос. С 1918 жил во Владивостоке, где по его почину вскоре был учрежден Ист.-филологич. ф-т, а затем и Гос. Дальневост. ун-т. После установления сов. власти на Д. Востоке (1922) эмигрировал в Харбин, работал на юридич. ф-те Харбинского ун-та, собравшем в то время цвет рус. эмиграции (Н.В. Абросимов, Г. К. Гинс, В. В. Доманский, В.Н. Рязановский, Н.И. Никифоров, Н.В. Устрялов и др.). Гл. работа «Пути развития философии в России» содержит рассмотрение всей палитры филос. знания в России. Его лейтмотив - идея о грядущем «филос. синтезе» всех существующих филос. направлений и снятии противоречий в постановке филос. проблем между Востоком и Западом. Мысль о «культурном сближении» народов, живших на протяжении ряда столетий в геогр., экономич. и культурном разделении, и «пересмотре, критике и снятии» традиц. противопоставления Востока и Запада стала отправной и для последнего крупного тр. Е. «Восток и Запад прежде и теперь. Осн. предпосылки проблемы "Восток и Запад" в ист. освещении», вышедшего в 1935 в Харбине. Особое значение имеет выдвинутая Е. концепция образования и воспитания. Он выступает с требованием широкой унитарности и гуманитарности образования, подвергает критике совр. притязания спец. дисциплин («спор о новой Сорбонне») секуляризовать высш. школу.