РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЕРМОЛОВА Map. Ник.

ЕРМОЛОВА Map. Ник.

ЕРМОЛОВА Map. Ник. ЕРМОЛОВА Map. Ник. (1853-1928) - актриса. Дочь суфлера Малого т-ра, она рано определила свое призвание. В 1862 поступила в балетный класс Моск. театр. уч-ща, но способностей к балету не обнаружила. Драматич. таланта педагоги в ней тоже не находили. 30 янв. 1870 произошло событие, определившее всю дальнейшую судьбу актрисы: она заменила заболевшую Г.Н. Федотову и сыграла в бенефис Н.М. Медведевой заглавную роль в трагедии Лессинга «Эмилия Галотти». Юная исполнительница имела оглушит. успех и в 1871 по окончании уч-ща была зачислена в труппу Малого т-ра. В первые годы Е. выступала в ролях инженю, абсолютно не соответствовавших ее мощному трагич. дарованию. В 1873 сыграла Катерину в «Грозе». Е. показала вольнолюбивые устремления своей героини, цельность ее характера, сумела придать личной драме широкий обществ. смысл. Для своего первого бенефиса Е. взяла драму Лопе де Веги «Овечий источник» в пер. С. Юрьева. С роли Лауренсии началось развитие народно-героич. темы в ее творчестве. За силу героич. звучания роли «Овечий источник» был снят с репертуара, Е. становилась кумиром революционно настроенной молодежи. В 1884 Е. удалось добиться отмены цензурного запрета пьесы Ф. Шиллера «Орлеанская дева». Е. сыграла в свой бенефис Иоанну - роль, о к-рой мечтала с детства. Тема подвига, самопожертвования стала гл. в трактовке Е. Ее исполнение поражало сочетанием героич. мощи, поэтич. обобщенности и худож. простоты. Постановка «Орлеанской девы» стала вершиной героико-романтич. репертуара Малого т-ра. Спектакль шел в течение 18 лет и был снят, когда Е. по состоянию здоровья не смогла играть Иоанну. Еще одной прославленной ролью Е. в пьесе Шиллера была Мария Стюарт, к-рую Е. играла с лирич. теплотой, эмоциональной наполненностью.

Трагич. темперамент Е. наиб. полно реализовался в Шекспир. ролях. Она сыграла в разное время Офелию («Гамлет»), Изабеллу («Мера за меру»), Гермиону («Зимняя сказка»), леди Макбет («Макбет») и др. В совр. пьесах («Симфония» М. Чайковского, «Татьяна Репина» А. Суворина, «Цена жизни» В. Немировича-Данченко) Е. стремилась воплотить высокие нравств. идеалы. Огромное значение имел для Е. А. Н. Островский. Она сыграла в его пьесах Ларису («Бесприданница»), Евлалию («Невольницы»), Юлию Тугину («Последняя жертва»), Олечку («Воевода») и др. В «Талантах и поклонниках» (Негина) и «Без вины виноватые» (Кручинина) Е. создавала близкие ей характеры талантливых актрис, видевших в творчестве весь смысл своей жизни. Е. никогда не стремилась к внешней характерности, мало пользовалась гримом, париками. Она безупречно владела своим низким, грудным, «виолончельным» голосом, до кон. творч. жизни сохраняла легкую, «летящую» походку. Одной из сильных сторон ее дарования было «иск-во сценич. молчания» - знаменитые ермоловские паузы, наполненные глубоким чувством. В 1920 Е., первой из драм. актеров, было присвоено звание нар. арт. Республики. В 1923 Е. по состоянию здоровья оставила сцену. Роли: Юдифь («Уриэль Акоста» К. Гуцкова), Эстрелья («Звезда Севильи» К. Лопе де Вега), Клерхен («Эгмонт» И. Гете), Федра («Федра» Ж. Расина), Сафо («Сафо» И. Грильпарцера), Надя Муранова («Не ко двору» В. Крылова), Купавина («Волки и овцы» А. Островского), фру Альвинг («Привидения» Г. Ибсена) и др.

ЕРМОЛОВА Map. Ник.

М. Н. Ермолова