РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Трагич. темперамент Е. наиб. полно реализовался в Шекспир. ролях. Она сыграла в разное время Офелию («Гамлет»), Изабеллу («Мера за меру»), Гермиону («Зимняя сказка»), леди Макбет («Макбет») и др. В совр. пьесах («Симфония» М. Чайковского, «Татьяна Репина» А. Суворина, «Цена жизни» В. Немировича-Данченко) Е. стремилась воплотить высокие нравств. идеалы. Огромное значение имел для Е. А. Н. Островский. Она сыграла в его пьесах Ларису («Бесприданница»), Евлалию («Невольницы»), Юлию Тугину («Последняя жертва»), Олечку («Воевода») и др. В «Талантах и поклонниках» (Негина) и «Без вины виноватые» (Кручинина) Е. создавала близкие ей характеры талантливых актрис, видевших в творчестве весь смысл своей жизни. Е. никогда не стремилась к внешней характерности, мало пользовалась гримом, париками. Она безупречно владела своим низким, грудным, «виолончельным» голосом, до кон. творч. жизни сохраняла легкую, «летящую» походку. Одной из сильных сторон ее дарования было «иск-во сценич. молчания» - знаменитые ермоловские паузы, наполненные глубоким чувством. В 1920 Е., первой из драм. актеров, было присвоено звание нар. арт. Республики. В 1923 Е. по состоянию здоровья оставила сцену. Роли: Юдифь («Уриэль Акоста» К. Гуцкова), Эстрелья («Звезда Севильи» К. Лопе де Вега), Клерхен («Эгмонт» И. Гете), Федра («Федра» Ж. Расина), Сафо («Сафо» И. Грильпарцера), Надя Муранова («Не ко двору» В. Крылова), Купавина («Волки и овцы» А. Островского), фру Альвинг («Привидения» Г. Ибсена) и др.
М. Н. Ермолова