РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ (Ермолай
Прегрешный)

ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ (Ермолай Прегрешный)

ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ (Ермолай
Прегрешный) ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ (Ермолай Прегрешный) (сер. 16 в.) - др.-рус. писатель и публицист. В 40-е гг. Е. жил в Пскове, в нач. 50-х перебрался в Москву. Под 1555 в Никоновской летописи он упомянут как «протопоп Спасской и дворца Ермолай», в 60-х гг. постригся в монахи под именем Еразма. Как на писателя на него впервые обратили внимание в 1546 во время посещения Иваном Грозным Пскова. В это время шла работа по созданию жизнеописаний рус. святых (Вел.икие Минеи Четий). Инициатор этого грандиозного начинания митр. Макарий привлек к нему Е., к-рым были написаны три произв. Точно установлены два: «Повесть о Петре и Февронии» и «Повесть о епископе Василии», написанные к собору 1547, на к-ром были канонизированы муромские святые. Началом 50-х гг. (как полагают исследователи) датируется «Моление к царю», в к-ром Е. жалуется на притеснения со стороны царских вельмож. Сыграло свою роль и то, что Макарий не включил в Минеи Четий «Повесть о Петре и Февронии Муромских», видимо, из-за ее расхождения с церк. каноном. Та же участь постигла «Повесть о Василии». Нет известий об активном участии Е. в придворной и политич. жизни того времени, однако сохранившиеся публицистич. произв. показывют, что Е. живо реагировал на все вопросы, занимавшие современников.

В публицистике Е. призывает царя быть сильным, строгим, но справедливым. Основой гос-ва, осн. создателем благосостояния об-ва Е. считал крест-во. В трактате «Благохотящим царем правительница» Е. предлагает реформу податей, системы землепользования и др. меры, к-рые, по его мнению, должны облегчить положение крестьян. Морально-этич. проблемам посв. поучения Е. «Главы о увещевании утешительным царем...» Е. принадлежат богослов. соч., он тщательно разрабатывал проблему троичности божества, его «Книга о Троице» была очень популярна и много переписывалась. Наиб. значит. произв. Е. «Повесть о Петре и Февронии» кардинально отличается от принятых тогда агиографич. канонов. Источник рассказа о муромских святых - нар. сказка, сочетающая мотивы змееборчества (подвиг, совершенный князем до женитьбы) и ист. мудрой девы, получающей хорошего жениха. Е. превратил это устное предание в захватывающий рассказ о любви простой крестьянки к князю. Ярко выраженный новеллистич. характер произв. сближает его с повествоват. лит-рой 2-й пол. 15 в., а трактовка образов гл. героев во мн. предвещает особенности др.-рус. пов. 17 в.

Лит.: Дмитриева Р. П. Пов. о Петре и Февронии. Л., 1979; Памятники лит-ры Др. Руси, кон. XV - первая половина XVI вв. М., 1984.