РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЭРМЛЕР Фридрих Маркович

ЭРМЛЕР Фридрих Маркович

ЭРМЛЕР Фридрих Маркович ЭРМЛЕР Фридрих Маркович (1898-1967) - реж. Работал в органах ГПУ, в 1923 - 24 учился на актерском отд. Ленингр. ин-та экранного иск-ва. За годы учебы снялся в ф. В. Висковского «Красные партизаны» и «Чай». С 1924 на киноф-ке «Севзапкино». Один из организаторов творч. объединения «КЭМ» (Киноэксперим. мастерская); поставил в жанре эксцентрич. комедии заказной санитарный фильм «Скарлатина». 20-е гг. - наиболее плодотворный период в творчестве Э. В ф. «Катька - Бумажный ранет» (1926, совм. с Э. Иогансоном), «Парижский сапожник» (1928, по пов. Н. Никитина «Преступление Кирика Руденко»), «Дом в сугробах» (1928, по мотивам рассказа Е. Замятина «Пещера») Э., опережая свое время, утверждает эстетику бытового соц.-психолог. ф., интерес к индивид. герою, его внутр. миру, внимание к жизн. среде. Постоянный актер Э. в 20-е гг. - Ф. Никитин, предст. мхатовской психолог. школы. Однако уже в ранних фильмах проявляется характерная для будущего творчества Э. жесткость клас. дифференциации, тенденция к анализу соц. сущности и обществ. судьбы героев. В «Обломке империи» (1929) интерес к полит. проблеме начинает преобладать над интересом к конкретному характеру и судьбе. В 1932 Э. (совм. с С. Юткевичем) ставит ф. «Встречный», к-рый встал у истоков повествоват.-психолог. направления, определившего развитие сов. киноиск-ва 30-х гг. Однако сам Э. в 30-е гг. избирает др. путь: в ф. «Крестьяне» (1935), «Великий гражданин» (1938 - 39, 2 сер.) он выступает создателем жанра полит. ф., в к-ром сюжетной основой становится доказательство определ. полит. тезиса и все средства худож. выразительности направлены на достижение этой цели. полит. ф. Э. представляют собой целостное и значит. худ. явление. В то же время Э. выступает в них убежденным пропагандистом парт. идей и события полит. жизни страны трактует в духе официозной мифологии, внедряя в массовое сознание идеи обострения клас. борьбы, тотального вредительства, создавая «образ врага». В годы войны, продолжая работать в жанре полит. кино, но вдохновленный уже иными, патриотич. идеями, Э. создает значит. ф.: «Она защищает Родину» (1943) и «Великий перелом» (1945, приз на 1-м МКФ в Каннах, 1946). С кон. 40-х гг. в творчестве Э. кризис, корни к-рого - в несовпадении творч. индивидуальности реж. с тенденциями развития кино. Ф. «Неоконченная повесть» (1955) и «День первый» (1957), где Э. пытался работать в чуждой ему новой эстетике, свидетельствуют, что принципы его эстетики, равно как и взгляды реж., нуждаются в пересмотре. Такой пересмотр происходит в последнем худож.-док. ф. «Перед судом истории», где характерный для Э. полит. сюжет обретает новое осмысление и новую худож. форму.

Др. ф.: «Дети бури» (1925), «Осень» (1940, с И. Менакером), «Великая сила» (1950), «Званый ужин» (1953, вып. - 1962), «Из Нью-Йорка в Ясную Поляну» (1962, т/ф).

Соч.: Как я стал режиссером. М., 1946; Документы, статьи, воспоминания. Л. ,1974.