РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В 1579 (или в 1581) войско Е. (5 полков числом ок. 1650 чел., с 3 пушками, 300 пищалями и др.) двинулось в глубь Сибири по рекам на лодках из р-на Соль-Камская. К осени 1582 Е. вышел в центр. р-ны Сиб. ханства, в сент. разбил крупное татар. войско царевича Маметкула, а 23 - 25 окт. в 3-дневном сражении на берегу Иртыша на мысе Подчуваш разгромил гл. силы Кучума, остатки к-рых откочевали в степь. 26 окт. 1582 Е. занял столицу Сиб. ханства Кашлык (в 17 км от Тобольска), после чего были заняты мн. р-ны по Оби и Иртышу. В ночь на 6 авг. 1585 войско Кучума у р. Вагай внезапным нападением уничтожило небольшой рус. отряд, возглавляемый самим Е. По преданию, раненый Е. пытался переплыть реку (или доплыть до своего струга), но утонул из-за тяжелой кольчуги. Остатки его дружины под командованием М. Мещеряка отступили из Кашлыка.
Личность Е. и смелость его предприятия сделали его героем нар. преданий, казачьих историч. песен, сев.-рус. былин, в к-рых ему приписываются качества богатыря и деяния, к-рые он не совершал. В преданиях и песнях Е. оказывается атаманом донских, терских и яицких казаков, он собирает казачий круг и решает идти на Сибирь, а по др. версиям, зовет в разбойный поход на Волгу и Хвалынское (Каспийское) м., а также участвует в осаде Казани и играет гл. роль во взятии города. После всех подвигов он отправляется к Ивану Грозному и просит принять от него Сибирские земли; царь прощает казакам их разбойные дела и дарит им Дон с землями. Предания и песни, сочетающие ист. реалии с вымыслом, отражают настроения казачьей вольницы 16-17 вв., стремление к независимой жизни и утопич. надежды на возможность договора с царской властью. В былинах Е. рисуется юным богатырем, к-рый в отсутствие в Киеве др. богатырей один отправляется против татар, бьется с ними, но не может их одолеть. На помощь Е. является Илья Муромец, и они вместе побеждают татар. Вторичная фольклорная судьба Ермака, мифологизированная в традиции, связана с «исторической» лит-рой (напр. «Князь Серебряный» А.К. Толстого), и прежде всего с думой К.Ф. Рылеева, ставшей песней («Ревела буря, дождь шумсл...»), ср. «провиденциальную» роль этой песни в к/ф «Чапаев».