«ЕРМАК» - первый линейный
ледокол рус. Арктич. флота, назван в честь Ермака Тимофеевича. Построен
на з-де Армстронга в Ньюкасле (Вел.икобритания) в 1898 по проекту и под
наблюдением адм. С. О. Макарова. Дл. 97,56 м, шир. 21,64 м, водоизмещ.
8730 т, машина 10 т. индикаторных сил. По замыслу С. О. Макарова, ледокол
мог дать возможность пройти к Сев. полюсу и составить карты Сев. Ледовитого
океана, а в случае необходимости и осуществить проводку Сев. мор. путем
воен. кораблей в Тихий ок. В 1899 «Е.» совершил неск. пробных плаваний
в р-не Шпицбергена, дойдя до 81о28' с. ш. и пройдя во льдах
230 миль. Результаты этих плаваний изложены вкн. С. О. Макарова «"Ермак"
во льдах» (1901). В 1901 «Е.» совершил очередное плавание в полярных широтах,
но неблагоприятная ледовая обстановка не дала возможности продвинуться
к полюсу. В 1902 «Е.» превращен в портовый ледокол и стал работать в Финском
зал. по обслуживанию Петерб. порта. В 1934 «Е.» вернулся в Арктику для
обслуживания карских и ленских эксп. Ежегодно проводил суда в Карском м.
и м. Лаптевых. В 1938 участвовал в снятии с льдины дрейфующей станции «Сев.
полюс». В том же году при работе по освобождению из льдов ледокольных пароходов
«Седов», «Садко» и «Малыгин» поставил для своего времени рекорд свободного
плавания, достигнув 83°06' с. ш.