ЕРЕСЬ - христ. вероучение,
противоречащее осн. канонич. учению. Примечательно, что слово использовалось
в греч. классич. философии как обозначение филос. учения и получило негативный
смысл только в христ. литре. В 1 в. н.э. оформление противостояния господств.
учения и Е. еще отсутствует, хотя осн. линии идейно-полит. противоречий
уже намечаются. Еще апостол Павел использует слово Е. в более или менее
традиц. смысле. Формирование канона Нового Завета, а позднее Никейский
собор 325 н.э. и др. соборы выработали осн. принципы христ. вероучения,
что могло определить и само понятие Е. Первым изв. соч., оперировавшим
этим понятием, было соч. Иринея «Против ересей». С точки зрения церкви,
еретик отличается от язычника тем, что знает истинное учение и находится
в рамках христ-ва, но принимает его в искаженном виде. Еретич. учения касались
догматич., социальных и организац. вопросов, а в ряде Е. имели значение
этнич. и соц. факторы. Кроме того, Е. зачастую были результатом политики
гос-ва, своеобразной реакцией на соц. несправедливость. Из наиб. известных
Е. одни имели тенденцию к сохранению иудео-христ. традиции и демокр. принципов
раннего христ-ва (монтанизм), др., наоборот, имели тенденцию к внутр. отрыву
от последних (гностические Е.). На внутрицерк. борьбе отразились преследования
христиан Римским гос-вом (напр. появление донатизма, новатианства и др.).
Начиная с 4 в. и далее в центре внутр. борьбы находились вопросы тринитарных
и хрйстологических проблем, вокруг к-рых выделяются такие Е., как арианская,
несторианская, монофизитская и др. Трактат Епифания Кипрского «Панарион»
(4 в.) насчитывает всего более 50 Е., включая, правда, и всю греч. философию.
Мощным еретич. движением было движение монофизитов (5 - 6 вв.) и павликиан
(7 - 9 вв.). Е. признавалось и иконоборчество, хотя временами оно захватывало
ключевые позиции в византийской церкви. В 12 - 13 вв. в Европе существовали
Е. вальденсов, катаров и альбигойцев, считавших мир творением дьявола и
проповедовавших покаяние, аскетизм и уход от мира. Католич. церковь считала
Е. и Реформацию. В 13 в. для борьбы с Е. была создана инквизиция.
В России в числе первых еретиков
известны монахи Адриан и Дмитр (11 в.), атакже осужденный Киевским собором
в 1157 и сожженный на костре в Константинополе Мартин. В 1311 был осужден
тверской монах Акиндин. В нач. 70-х гг. 13 в. возникает новгородская Е.
стригольников, требующая «дешевой церкви» и признающая право совершения
культа за мирянами. Нек-рые стригольники признавали только Бога Отца и
отвергали Новый Завет. В 14 - 15 вв. в Новгороде возникла и распространилась
Е. антитринитариев и иконоборцев («жидовствующих»), имевшая наиб. влияние
среди посадского населения и рядового духовенства Новгорода и Москвы. Эта
Е. была осуждена на соборах 1490 и 1504. В 50-60-х гг. 16 в. возникают
Е. Матвея Башкина и Феодосия Косого.
В ряде случаев сложной для
определения является грань между Е. и сектантством, к-рая, видимо, выражается
в том, что Е. формально остается в рамках церкви, считая себя истинной
верой, а сектантство от нее обособляется. Первые секты в России стали оформляться
значительно позже, чем Е., т. е. в 17 в. (хлысты). В 18 в. возникают секты
скопцов, духоборов и молокан; число сект значительно выросло в 19 в., постепенно
превращаясь при этом в самостоят. религ. течения.
В сер. 17 в. в результате
реформ патриарха Никона возник раскол в церкви; часть верующих осталась
в «старой вере», что рассматривалось официальной церковью как Е.
В обиходе слово Е. фигурирует
для обозначения ч.-л. не соответствующего общепринятым нормам, на бытовом
уровне - «чушь, бессмыслица».