РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЕРЕСЬ

ЕРЕСЬ

ЕРЕСЬ ЕРЕСЬ - христ. вероучение, противоречащее осн. канонич. учению. Примечательно, что слово использовалось в греч. классич. философии как обозначение филос. учения и получило негативный смысл только в христ. литре. В 1 в. н.э. оформление противостояния господств. учения и Е. еще отсутствует, хотя осн. линии идейно-полит. противоречий уже намечаются. Еще апостол Павел использует слово Е. в более или менее традиц. смысле. Формирование канона Нового Завета, а позднее Никейский собор 325 н.э. и др. соборы выработали осн. принципы христ. вероучения, что могло определить и само понятие Е. Первым изв. соч., оперировавшим этим понятием, было соч. Иринея «Против ересей». С точки зрения церкви, еретик отличается от язычника тем, что знает истинное учение и находится в рамках христ-ва, но принимает его в искаженном виде. Еретич. учения касались догматич., социальных и организац. вопросов, а в ряде Е. имели значение этнич. и соц. факторы. Кроме того, Е. зачастую были результатом политики гос-ва, своеобразной реакцией на соц. несправедливость. Из наиб. известных Е. одни имели тенденцию к сохранению иудео-христ. традиции и демокр. принципов раннего христ-ва (монтанизм), др., наоборот, имели тенденцию к внутр. отрыву от последних (гностические Е.). На внутрицерк. борьбе отразились преследования христиан Римским гос-вом (напр. появление донатизма, новатианства и др.). Начиная с 4 в. и далее в центре внутр. борьбы находились вопросы тринитарных и хрйстологических проблем, вокруг к-рых выделяются такие Е., как арианская, несторианская, монофизитская и др. Трактат Епифания Кипрского «Панарион» (4 в.) насчитывает всего более 50 Е., включая, правда, и всю греч. философию. Мощным еретич. движением было движение монофизитов (5 - 6 вв.) и павликиан (7 - 9 вв.). Е. признавалось и иконоборчество, хотя временами оно захватывало ключевые позиции в византийской церкви. В 12 - 13 вв. в Европе существовали Е. вальденсов, катаров и альбигойцев, считавших мир творением дьявола и проповедовавших покаяние, аскетизм и уход от мира. Католич. церковь считала Е. и Реформацию. В 13 в. для борьбы с Е. была создана инквизиция.

В России в числе первых еретиков известны монахи Адриан и Дмитр (11 в.), атакже осужденный Киевским собором в 1157 и сожженный на костре в Константинополе Мартин. В 1311 был осужден тверской монах Акиндин. В нач. 70-х гг. 13 в. возникает новгородская Е. стригольников, требующая «дешевой церкви» и признающая право совершения культа за мирянами. Нек-рые стригольники признавали только Бога Отца и отвергали Новый Завет. В 14 - 15 вв. в Новгороде возникла и распространилась Е. антитринитариев и иконоборцев («жидовствующих»), имевшая наиб. влияние среди посадского населения и рядового духовенства Новгорода и Москвы. Эта Е. была осуждена на соборах 1490 и 1504. В 50-60-х гг. 16 в. возникают Е. Матвея Башкина и Феодосия Косого.

В ряде случаев сложной для определения является грань между Е. и сектантством, к-рая, видимо, выражается в том, что Е. формально остается в рамках церкви, считая себя истинной верой, а сектантство от нее обособляется. Первые секты в России стали оформляться значительно позже, чем Е., т. е. в 17 в. (хлысты). В 18 в. возникают секты скопцов, духоборов и молокан; число сект значительно выросло в 19 в., постепенно превращаясь при этом в самостоят. религ. течения.

В сер. 17 в. в результате реформ патриарха Никона возник раскол в церкви; часть верующих осталась в «старой вере», что рассматривалось официальной церковью как Е.

В обиходе слово Е. фигурирует для обозначения ч.-л. не соответствующего общепринятым нормам, на бытовом уровне - «чушь, бессмыслица».