ЭРДМАН Ник. Робертович (1900-70) - драматург, киносценарист.
Учился в Моск. Петропавл. реальном коммерч. уч-ще. В 1919 призван в Кр.
армию. После демобилизации в 1920 начинает лит. деят-ность, примыкая к
имажинистам. Э. становится постоянным автором текстов для артистич. кабаре
(«Не рыдай», «Ванька-Встанька», «Кривой Джимми», «Палас»), Моск. т-ра Сатиры
(обозрение «Москва с точки зрения» в соавт. с В.З. Массом, В.Я. Типотом
и Д.Г. Гутманом, 1924) и др. эстрадных т-ров Москвы. В 1925 состоялась
премьера комедии Э. «Мандат». Постановка В.Э. Мейерхольда выдвинула Э.
в число наиб. кр. сов. драматургов. «Мандат» - первая подлинно худож. сов.
комедия, соц.-полит. фарс, в к-ром речь шла о столкновении мнимости невозвратимой
прежней жизни и мнимости новой парт. номенклатуры, когда бумажка, мандат,
заслоняла реальность. «Мандат» был поставлен во мн. т-рах страны. В 1926
переведен на нем., в 1927 поставлен в Берлине, в 1934 - в Японии. В 1927
выходит на экраны первый ф. по киносценарию Э. «Митя» (реж. Н.П. Охлопков).
Продолжая сотрудничество с Т-ром Сатиры, работая для Мюзик-холла, кинематографа,
Э. пишет вторую комедию «Самоубийца», в к-рой углубляются филос. и полит.
мотивы «Мандата». Жизнь частного человека в новых условиях оказывается
невозможной и ненужной. «Самоубийца» рассматривался как комедия антимещанская
или антисов. И то, и другое - неточно. Герой комедии Подсекальников - не
мещанин в традиц. понимании слова. Он загнан в тупик и вынужден решать
для себя гамлетовский вопрос, становясь героем трагикомическим. В 1928
Э. передает пьесу Мейерхольду, она принята к пост. в Гос. т-ре им. Мейерхольда
(ТиМ), МХАТ и Т-ре им. Вахтангова, однако в 1932 уже готовый спектакль
и пьеса были запрещены. Э. после этого не писал больших пьес, если не считать
набросков к комедии «Гипнотизер» (1938). В 1933 арестован и сослан в Енисейск,
позже в Томск. После возвращения из ссылки преимущ. работает в кинематогр.,
б-во киносценариев написаны в соавт. с М.Д. Вольпиным: «Веселые ребята»
(1934), «Волга-Волга» (1936), «Актриса» (1943) и др. Ф. «Волга-Волга» и
«Смелые люди» присуждена Гос. премия СССР. Э. пишет также многочисл. сценарии
мульт. ф. В т-ре Э. работает в осн. как автор интермедий к спектаклям Т-ра
им. Вахтангова («Мадемуазель Нитуш», 1944; «Два веронца», 1952), Т-ра на
Таганке («Пугачев», 1966), автор инсц. «Мать» (1935), «Село Степанчиково
и его обитатели» (1957), «Герой нашего времени» (1964). Работает над либретто
оперетт: «Нищий студент» (1945), «Летучая мышь» (1947, самое удачное из
всех опереточных текстов на рус. яз.). В 1969 «Самоубийца» впервые показан
в Гетеборге, затем в Швейцарии, ФРГ, Канаде, США, Финляндии. В России пьеса
в ред. С.В. Михалкова воплощена на сцене Т-ра Сатиры (реж. В. Плучек),
после 5 представлений снята и вновь возобновлена в 1987. После 63-летнего
перерыва появляется на подмостках и «Мандат» (Центр. акад. т-р Сов. армии,
1988, реж. А. Бур-донский). Еще раньше он ставился в ФРГ, Франции (1971-75).
В кон. 1980-х гг. «Самоубийца» и «Мандат» идут на мн. сценах страны (Новосибирск,
Омск, Минусинск, Уфа, Ташкент и др.). Соч.: Фильмы-сказки. М., 1950
- 61. Вып. 1-6; Неск. дней в Сорренто // Встречи с прошлым. М., 1978. Вып.
3. С. 228 - 235; Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников.
М., 1990.