РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЭРДМАН Ник. Робертович

ЭРДМАН Ник. Робертович

ЭРДМАН Ник. Робертович ЭРДМАН Ник. Робертович (1900-70) - драматург, киносценарист. Учился в Моск. Петропавл. реальном коммерч. уч-ще. В 1919 призван в Кр. армию. После демобилизации в 1920 начинает лит. деят-ность, примыкая к имажинистам. Э. становится постоянным автором текстов для артистич. кабаре («Не рыдай», «Ванька-Встанька», «Кривой Джимми», «Палас»), Моск. т-ра Сатиры (обозрение «Москва с точки зрения» в соавт. с В.З. Массом, В.Я. Типотом и Д.Г. Гутманом, 1924) и др. эстрадных т-ров Москвы. В 1925 состоялась премьера комедии Э. «Мандат». Постановка В.Э. Мейерхольда выдвинула Э. в число наиб. кр. сов. драматургов. «Мандат» - первая подлинно худож. сов. комедия, соц.-полит. фарс, в к-ром речь шла о столкновении мнимости невозвратимой прежней жизни и мнимости новой парт. номенклатуры, когда бумажка, мандат, заслоняла реальность. «Мандат» был поставлен во мн. т-рах страны. В 1926 переведен на нем., в 1927 поставлен в Берлине, в 1934 - в Японии. В 1927 выходит на экраны первый ф. по киносценарию Э. «Митя» (реж. Н.П. Охлопков). Продолжая сотрудничество с Т-ром Сатиры, работая для Мюзик-холла, кинематографа, Э. пишет вторую комедию «Самоубийца», в к-рой углубляются филос. и полит. мотивы «Мандата». Жизнь частного человека в новых условиях оказывается невозможной и ненужной. «Самоубийца» рассматривался как комедия антимещанская или антисов. И то, и другое - неточно. Герой комедии Подсекальников - не мещанин в традиц. понимании слова. Он загнан в тупик и вынужден решать для себя гамлетовский вопрос, становясь героем трагикомическим. В 1928 Э. передает пьесу Мейерхольду, она принята к пост. в Гос. т-ре им. Мейерхольда (ТиМ), МХАТ и Т-ре им. Вахтангова, однако в 1932 уже готовый спектакль и пьеса были запрещены. Э. после этого не писал больших пьес, если не считать набросков к комедии «Гипнотизер» (1938). В 1933 арестован и сослан в Енисейск, позже в Томск. После возвращения из ссылки преимущ. работает в кинематогр., б-во киносценариев написаны в соавт. с М.Д. Вольпиным: «Веселые ребята» (1934), «Волга-Волга» (1936), «Актриса» (1943) и др. Ф. «Волга-Волга» и «Смелые люди» присуждена Гос. премия СССР. Э. пишет также многочисл. сценарии мульт. ф. В т-ре Э. работает в осн. как автор интермедий к спектаклям Т-ра им. Вахтангова («Мадемуазель Нитуш», 1944; «Два веронца», 1952), Т-ра на Таганке («Пугачев», 1966), автор инсц. «Мать» (1935), «Село Степанчиково и его обитатели» (1957), «Герой нашего времени» (1964). Работает над либретто оперетт: «Нищий студент» (1945), «Летучая мышь» (1947, самое удачное из всех опереточных текстов на рус. яз.). В 1969 «Самоубийца» впервые показан в Гетеборге, затем в Швейцарии, ФРГ, Канаде, США, Финляндии. В России пьеса в ред. С.В. Михалкова воплощена на сцене Т-ра Сатиры (реж. В. Плучек), после 5 представлений снята и вновь возобновлена в 1987. После 63-летнего перерыва появляется на подмостках и «Мандат» (Центр. акад. т-р Сов. армии, 1988, реж. А. Бур-донский). Еще раньше он ставился в ФРГ, Франции (1971-75). В кон. 1980-х гг. «Самоубийца» и «Мандат» идут на мн. сценах страны (Новосибирск, Омск, Минусинск, Уфа, Ташкент и др.). Соч.: Фильмы-сказки. М., 1950 - 61. Вып. 1-6; Неск. дней в Сорренто // Встречи с прошлым. М., 1978. Вып. 3. С. 228 - 235; Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. М., 1990.