РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ

ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ

ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. 14 в. - 1422?) - инок Троице-Сергиевского мон., выдающийся церк. писатель нач. 15 в. Постригся и учился в Ростовском мон. Григория Богослова, тогда же познакомился с молодым Стефаном, будущим просветителем Перми. Там выучил греч. яз. Возможно, он побывал в Константинополе, Иерусалиме, на Афоне, где мог ближе познакомиться со стилем «плетения словес». Е. П. был учеником Сергия Радонежского, по словам Пахомия Логофета, он жил в Троице-Сергиевском мон. с юности. Достоверно известно его пребывание в мон. в 1380, когда им был переписан сохранившийся до нашего времени Стихирарь. После смерти Сергия (1392) переселился в Москву, где познакомился с Феофаном Греком. Письмо Е. П. к архимандриту Спасо-Афанасьева мон. в Твери Кириллу (1415) - один из осн. источников биографии художника. В нем также содержатся рассуждения Е. П. об изобразит. иск-ве и сведения о том, что сам он умел рисовать. В 1408 во время нашествия Едигея Е. П. бежал из Москвы в Тверь. Ок. 1415 вернулся в Троице-Сергиевскую лавру, где в 1418 закончил «Житие Сергия Радонежского» . До этого им уже было написано «Слово о житии и учении Стефана Пермского». В последние годы жизни Е. П. был «духовником всего братства». Е. П. скончался до 1422, когда были открыты мощи Сергия Радонежского. Близкое знание Е. П. героев своих житий в сочетании с виртуозным владением стилем «плетения словес» определяет худож. своеобразие его произв. Точная дата написания «Жития Стефана» неизвестна. Самые ранние списки датируются 15 в., но, возможно, что Е. П. писал вскоре после смерти подвижника (1396). «Житие» велико по объему, содержит введение, осн. повествование, раздел. на 17 главок, и риторич. завершение, состоящее из «Молитвы», «Плача пермских людей», «Плача церкви Пермской» и «Плача и похвалы инока списающа». «Плач церкви Пермской» - наиб. совершенная в лит. отношении часть текста. Если «Плач пермских людей» больше ориентирован на летопись, то «Плач церкви Пермской» - на традиц. плачи вдов. В «Житии» нет чудес святого. В нем жизненно переданы мн. эпизоды его проповеди в Перми, подробно рассказано о его визитах в Москву. В этом отношении «Житие» - ценный ист. источник. В «Житии Стефана» широко используются риторич. приемы: гомептотон (равнопадежье), параллельные синтаксич. конструкции, метафоры и созвучие окончаний. Риторич. вариации на тему, цитаты из Св. Писания - отдельное слово или мысль - выстраиваются в сложные периоды, организов. синтаксически и ритмически. Иногда такие периоды целиком строятся из цитат. «Житие Сергия Радонежского» характеризуется менее витиеватым стилем. По объему оно еще больше, чем «Житие Стефана». Общая композиция сходна: вступление, повествоват. часть, разбитая на главки, «Слово похвальное преподобному отцу нашему Сергию». «Житие» содержит много подробностей из жизни Сергия, начиная с рождения и детства. В нем нет отступлений, ист. и богосл. экскурсов, к-рые есть в «Житии Стефана», зато много традиц. рассказов о чудесах святого. Сохранность авторской ред. памятника проблематична, так как «Житие» дополнялось и перерабатывалось Пахомием Логофетом. Е. П. приписываются еще одна, помимо завершающей «Житие», похвала Сергию и «Слово о житии и преставлении вел. кн. Дмитрия Ивановича».

Соч.: Житие св. Стефана, епископа пермского... СПб., 1897. Памятники лит-ры Др. Руси 14 - сер. 15 в. М., 1981; Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.; Л., 1962.