ЭМИН Фед. Ал-др. (ок. 1735-70) -писатель, переводчик, издатель
журналов. Род. в Константинополе, в семье разбогатевших в Турции выходцев
из Польши. Отец его был губернатором Лепанта, а мать невольницей-христианкой.
В семье Э. выучил польский и лат. языки, а затем был отправлен в Венецию
для продолжения образования. По возвращении Э. узнал, что его отец смещен
и отправлен в ссылку. Был устроен побег, и вся семья находит пристанище
у старого знакомца отца - алжирского бея. Затем юный Э. с отцом принимают
участие в алжиро-тунисской войне, за подвиги в к-рой сын получает чин кавалерийского
полковника, а отец вскоре после окончания войны умирает от полученных ран.
Э. возвращается к матери в Константинополь и через нек-рое время, дав ей
обещание принять христ-во, отправляется в Европу торговать пряностями.
Однако по дороге попадает в плен к мор. разбойникам, оказывается на галере,
бежит в португальскую крепость, откуда, объявив о желании креститься, отправляется
в Лиссабон. Здесь, по личному распоряжению короля, Э. обучают христ. догматам,
но он заявляет, что православие ему больше по сердцу, нежели католичество,
и отбывает в Лондон, где сразу является к рус. посланнику, принимает крещение
и в мае 1761 на деньги, занятые у англ. купцов, приезжает в Пб. В том же
году его назначают преподавателем итал. языка в Сухопутный шляхетный кадетский
корпус, а в 1763 переводят в Коллегию иностр. дел на должность переводчика.
В 1763 Э. выпускает оригинальный ром. «Непостоянная фортуна, или Похождения
Мирамонда», в к-ром «описывает разные свои приключения». Это был первый
рус. автобиогр. роман. В том же году писатель издает еще два оригинальных
и один переводной роман. Творчество писателя осуществляется в русле идей
совр. ему европ. романистики, однако продуктивность его поистине невероятна.
За 9 лет Э. выпустил свыше 25 книг оригинальных соч. и пер.: 1764 - «Награжденное
постоянство, или Приключения Лизарка и Сарманды», «Горестная любовь маркиза
де Толедо, перевод с гишпанского»; 1766 - 4-томный ром. «Письма Ернеста
и Доравры», пер. «Польской истории» франц. историка Солиньяка; 1769 - два
сатирич. ж. - еженед. «Смесь» и ежемес. «Адская почта» и т. д. В 1768 -
69, пытаясь добиться должности гос. историографа и тем упрочить свое официальное
положение, Э. выпускает «Российскую историю жизни всех древних от самого
начала России государей», что было воспринято как посягательство на монополию
рос. аборигенов. На писателя обрушились обвинения в неточностях, современники
утверждали, что Э. выпустил в свет не историю, а всего лишь очередной роман.
Этот миф продержался до 2-й пол. 20 в., и лишь в 1970-е гг. Е.Б. Бешенковский
убедительно доказал, что Э. был не только работоспособнее, но и образованнее
мн. своих современников.