РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЭМИГРАЦИЯ

ЭМИГРАЦИЯ

ЭМИГРАЦИЯ ЭМИГРАЦИЯ (от лат. emigro - выселяться, переселяться) - добровольное или вынужденное переселение в др. страну для постоянного или временного (на длительный срок) проживания. Как явление Э. известна с древнейших времен. В эпоху средневековья и в новое время она нередко обусловливалась причинами воен., полит., соц.-эконом., религ. или иного характера. На рубеже 18-19 вв. глобальным фактором, стимулировавшим Э., стала Великая Франц. рев-ция, подвигнувшая десятки тыс. французов к тому, чтобы покинуть отечество и переселиться в Россию, Америку и в др. страны и регионы.

Э. в России, в микроскопических масштабах имевшая место в 17 - 18 вв., в 19 - нач. 20 в. приобрела б. или менее отчетливые очертания. В первую очередь это экон. Э., выразившаяся в том, что рос. подданные уезжали за границу на заработки (это особенно характерно для жителей зап. губерний в пореформенную эпоху). Во 2-й пол. 19 в. постепенно набирала обороты Э. политич., в ходе к-рой за пределами России оказывались противники царского режима, участники рев. движения. Всего за 1825 - 1915 покинули Родину б. 4,5 млн чел.

Массовый характер приобрела Э. из России после драматич. событий 1917 и в ходе гражд. войны. В 1917 - нач. 20-х гг. за границей оказалось не менее 2 млн наших соотечественников (по данным Лиги Наций, 1 млн 160 тыс. чел.), причем каждый четвертый эмигрант находился в составе белых армий или иных антибольшевистских сил. Этот исход из России обычно именуют первой волной Э. Ее географич. «векторы» демонстрируют широту «рассеивания» бывших рос. подданных: Берлин, Прага, Белград, Париж, Константинополь, Харбин, Шанхай...

Э. обычно разделяют на полит., воен., церк., культурно-научную. Среди полит., воен., церк. деятелей, покинувших Россию после 1917, были: А.Ф. Керенский, П.Н. Милюков, В.Л. Бурцев, В.Д. Набоков, В.В. Шульгин, уцелевшие члены имп. фамилии, П.Н. Врангель, А.П. Кутепов, А.И. Деникин, др. представители Белого генералитета, Н.И. Махно, С.В. Петлюра, церк. иерархи Антоний (Храповицкий), Евлогий (Георгиевский), Вениамин (Федченков) и мн. др.

События 1917 превратили в эмигрантов многих деятелей рус. науки и культуры. Причины, по к-рым ученые, художники, писатели, музыканты оказались в Э., были различными.

ЭМИГРАЦИЯ

Русские эмигрантские книги и периодические издания

После провозглашения в дек. 1917 независимости Финляндии автоматически стали эмигрантами Л.Н. Андреев и И.Е. Репин, оказавшиеся за границей России. Многие оказались в Э. не по своей воле, а в результате репрессивных действий властей, к-рые формой наказания выбирали высылку за границу. Одним из примеров этому может служить т. н. «корабль философов», на к-ром в 1922 из Пг. были высланы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк и др. Однако осн. причиной Э. было неприятие деятелями культуры и науки новой власти. Волна Э. разлучила с Россией таких деятелей иск-ва, как И.А. Бунин, А.И. Куприн, М.И. Цветаева, В.Ф. Ходасевич, Б.К. Зайцев, К.А. Коровин, И.Я. Билибин, А.Н. Бенуа, М.З. Шагал, Д.Д. Бурлюк, С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин, М.А. Чехов, А.А. Санин и мн. др. Совсем молодым оказался в Э. вместе с семьей В.В. Набоков. Эмигрантами стали лингвисты Н.С. Трубецкой и P.O. Якобсон. Такая мощная волна культурной Э. способствовала тому, что изгнанники из России внесли огромный вклад в культуру принявших их стран. Примером может служить деят-ность С.П. Дягилева и возглавлявшейся им балетной группы.

В. Э. появились рус. уч. заведения, научно-полит., обществ., культурно-просветительные и прочие орг-ции, такие, как Православный Богословский ин-т в Париже, Педагогический ин-т в Праге, Высшие военные курсы ген. Н.Н. Головина, Рус. Обще-Воинский Союз (РОВС), «Братство рус. правды», Национально-Трудовой Союз Нового Поколения (НТСНП), Рус. научно-философское об-во, Союз писателей и журналистов и мн. др. Выходили периодич. изд.: «Возрождение» (Париж), «Руль» (Берлин), «Дни» (Берлин -Париж), «Новое время» (Белград) и др.

За границей оказалось много представителей рус. духовенства, часть к-рого в нач. 20-х гг. организационно оформилось в Рус. Православную Церковь за границей. Ее центром первоначально стала Сербия.

Характерной особенностью рус. Э. первой волны стало то, что, оказавшись в чужеродной среде, будучи разбросанными по разным странам и континентам, эмигранты жили с надеждой на скорое возвращение на Родину, по возможности сохраняли свою корпоративность, сопротивлялись ассимиляционным процессам, считали себя хранителями нац. культуры, нац. духа. Закономерно появление таких понятий, как «Русский Берлин», «Русский Париж» и др. При этом рус. диаспора в зарубежье отличалась исключительной пестротой с т. зр. полит. симпатий и антипатий, соц.-экон. положения, церковно-религ. ориентации.

Вторая волна Э. была обусловлена событиями, связанными со 2-й мир. войной, с насильственным переселением миллионов граждан СССР в Германию и др. страны Европы («остарбайтеры»), многие из к-рых не репортировались, с таким явлением, как коллаборационизм и др. Эта волна Э. включала в себя многих участников Рус. Освободит. Движения (РОД) и хронологически охватывала 40-е гг. Особенностью эмиграционных процессов рассматриваемого периода стало, во-первых, то, что значит. часть эмигрантов (в т. ч. и первой волны) уехала из Европы за океан - в США, Канаду, Австралию, а также Юж. Америку; во-вторых, то, что часть «старых» эмигрантов после 2-й мир. войны оказалась на терр., отошедших к СССР или включенных в зону сов. влияния. Пополнение рус. диаспоры во 2-й пол. 40-х гг. происходило гл. обр. за счет «ди-пи» - перемещенных лиц (displaced persons). По офиц. данным, их было 130 тыс. чел., хотя реально, по всей видимости, гораздо больше.

Вторая волна Э. вызвала к жизни новые орг. структуры («Союз Андреевского флага», «Союз борьбы за освобождение народов России», «Центр. Объединение Послевоенных Эмигрантов» и мн. др.) и периодич. издания («Наша страна», «Владимирский вестник», «Наши вести», «Знамя России», «Доброволец» и мн. др.).

Третья волна Э. хронологически охватывает период со 2-й пол. 60-х до 2-й пол. 80-х гг. Основным мотивом отъезда за рубеж в то время была неудовлетворенность части интеллигенции идеологическими и полит. реалиями сов. действительности. Кроме того, возможность выезда в Израиль и ФРГ для евреев и немцев в сочетании с дискриминационной кадровой политикой властей вызвала волну этнической Э. Третья волна Э. оказалась сопоставимой с первой по масштабам утрат для рус. науки и культуры.

Начавшись с того, что в 60 - 70-е гг. стали невозвращенцами артисты балета Р.Х. Нуреев, Н.Р. Макарова, М.Н. Барышников, эта волна захватила многих людей. Одни из них были насильственно высланы или лишены сов. гражданства во время пребывания за рубежом (А.И. Солженицын, В.Н. Войнович, А.А. Галич, Е.Г. Эткинд, И.А. Бродский, Г.П. Вишневская, М.Л. Ростропович, Ю.П. Любимов). Другие выехали из СССР, руководствуясь своими взглядами и несогласием с проводимой властями политикой (В.П. Аксенов, А.Т. Гладилин, С.Д. Довлатов, Э.И. Неизвестный, М.М. Шемякин, Б.А. Заборов, К.П. Кондрашин, Р.Б. Баршай, М.Д. Шостакович и мн. др.).

В наст. время Э. имеет гл. обр. экон. характер, что обусловлено нестабильностью полит. ситуации в совр. России, сложным соц.-экон. положением, неудовлетворительной криминогенной обстановкой.

После 1985 деятели науки и культуры часто выбирают «мягкую» форму Э.: они живут за пределами России, сохраняя рос. гражданство (Р.К. Щедрин, А.Г. Шнитке, многие музыканты-исполнители).

Появление в результате Э. значительной рус. диаспоры за пределами России, драматич. обстоятельства, при к-рых многие бывш. подданные Рос. империи покинули Родину, полит., идеол., культ. неоднородность эмигрантов, а также ряд других факторов вызвали к жизни такое явление, как реэмиграция, к-рая, впрочем, не приобрела массового характера ни в 20-е гг., ни во 2-й пол. 40-х гг., ни в период перестройки. Тем не менее среди вернувшихся в разное время в сов. Россию и СССР были: генералы Я. А. Слащов, В. А. Яхонтов, литераторы А. Белый, А.И. Куприн, М.И. Цветаева, певец А.Н. Вертинский, художник И.Я. Билибин, скульпторы С.Т. Коненков и С.Д. Эрьзя, митрополит Вениамин (Федченков). В последние годы также идет медленный процесс реэмиграции: в Россию вернулись писатели А.И. Солженицын и В.Н. Войнович, актер М.М. Козаков и др. Постоянно приезжают на Родину Г.П. Вишневская, М.Л. Ростропович, Ю.П. Любимов.