ЭМАЛЬ (др.-рус. финифть) - одна из ювелирных техник, а также
само изделие, украшенное Э. - декоративным покрытием поверхности худож.
изделий из металла стекловидной массой. Техника Э. может быть холодной
(без обжига) или горячей (окрашенная окислами металлов масса наносится
на спец. обработ. поверхность и подвергается обжигу, в результате чего
появляется цветной слой). В зависимости от светонепроницаемости различают
Э. прозрачные, полупрозрачные, или палевые (переливающиеся на свету), и
непрозрачные (глухие); по способу нанесения и закрепления эмалевого покрытия
- выемчатые, перегородчатые, по резьбе, по рельефу, поливные с накладками,
расписные (живописные, или собственно финифть). Перегородчатые Э. заполняют
ячейки, образованные тонкими металлич. перегородками, припаянными на металлич.
поверхность (зол., серебр., медную) ребром по линиям узора; передают четкие
линии узора. Выемчатые Э. заполняют углубления (от резьбы, штамповки или
возникшие при отливке) в толще самого металла; передают насыщенность цвета.
Э. по резьбе - на поверхности металла, покрытого резьбой, прозрачные. Э.
по рельефу (чеканному, литому) - прозрачные и глухие, передают объем, живописные
эффекты: при плавлении эмалевая масса стекает с высоких частей рельефа
и сочетания прозрачных и непрозрачных пятен дают ощущение теней. Э. поливные
с накладками - покрывающие предмет сплошь, одноцветные Э., на к-рые перед
последним обжигом кладут тисненные из зол. или серебр. листа изображения
и орнамент. Расписные Э. - на изделиях покрытых Э. и поверх расписанных
эмалевыми красками (с 17 в. огнеупорными). Э. изв. в Др. Египте; в Византии
10 - 12 вв. была распространена перегородчатая Э. на золоте; к нач. 12
в. складываются европ. школы Э.: маасская, рейнская, лиможская и др. Сначала
Э. украшали церк. утварь, с 15 в. - светские предметы. С 18 в. получает
распространение эмалевая портретная миниатюра. Техника Э. приходит в упадок
в 19 в. и возрождается в эпоху модерна (декор.-прикладн. иск-во, ювелир.
изделия).
Медальон с эмалью. Нач. 13 в.
Э. в Приднепровье изв. с 3 - 5 вв. (это в осн. браслеты и фибулы с выемчатой
Э.). В Киевской Руси с 11 в. изв. перегородчатые Э. В моск. иск-ве 16 -
17 вв. распространены Э. по скани - на зол. изделиях, выполнявшихся мастерами
Оружейной палаты. В 17 в. получила известность «усольская» (сольвычегодская)
Э. Появление Э. на меди сделало эмалевые изделия дешевле (появились культовые
предметы, чарки, флаконы, ларцы и т. д.). В 18-19 вв. расцвела т. н. ростовская
финифть (Э., изготовлявшиеся в Ростове Великом). Иконы и др. произв. выполнялись
прозрачными огнеупорными красками на медных изделиях, покрытых Э. В 18
в. М.В. Ломоносов разработал новые типы эмалевых красок из отеч. материалов.
Развилась эмалевая портретная миниатюра (А.П. Антропов, Г.С. Мусикийский,
А.Г. Овсов и др.). В 1781 был впервые упомянут учрежденный эмальерный класс
Петербург. АХ. В кон. 19 - нач. 20 в. Э. изготовляли фирмы Фаберже, Хлебникова,
Грачева, Овчинникова.
В наст. время выпускаются изделия с Э. по скани, гравировке, штампованному
рельефу, расписные Э. и т. д. Одним из центров эмалевого произ-ва является
ф-ка «Ростовская финифть» в Ростове Ярославской обл., продолжающая традицию
живописных Э. с цветочными композициями и сюжетными миниатюрами (ювелирные
изделия, сувениры и т. д.; мастера В.В. Горский, A.M. Кокин, И.И. Солдатов,
А.А. Хауров и др.).
Лит.: Писарская Л. В., Плато нова Н. Г., Ульянова Б. Л. Русские
эмали 11 - 19 вв.: Альбом. М., 1974; Кривоносов В. Т. Огненное письмо:
Ростовская финифть. Ярославль, 1977.