РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЕЛЬЧАНИНОВ Ал-др Вист.

ЕЛЬЧАНИНОВ Ал-др Вист.

ЕЛЬЧАНИНОВ Ал-др Вист. ЕЛЬЧАНИНОВ Ал-др Вист. (1881-1934) - священник, деятель Рус. Правосл. Церкви за рубежом; педагог. Род. в г. Николаеве, в семье офицера из старинного дворянского рода. Учился в г-зии в Тифлисе вместе с П. А. Флоренским и В. Ф. Эрном, с к-рыми его и в дальнейшем связывала тесная дружба. Окончил (1904) ист. отделение Петерб. ун-та, затем поступил одноврем. в Моск. ун-т и Моск. дух. академию. Сблизился с деятелями рус. религиозного возрождения: Вяч. Ивановым, Тернавцевым, Цветковым, Свенцицким и др. В 1904 - 05 участвовал в Братстве христ. борьбы, читал Евангелие на заводах рабочим. В 1906-07 состоял секр. Моск. рсл.-филос. об-ва. Написал ст. в ж. «Новый путь» (февр. 1903) о мистицизме М. М. Сперанского, а также совместно с П. А. Флоренским главу о православии в сб. «История религии», к-рый вышел под ред. Е. (М., 1909). Разочарованный системой обучения в Моск. дух. академии, Е. вернулся в Тифлис и там преподавал в г-зии В.А. Левандовского, где применялись самые совр. методы педагогики. В 1916 женился на дочери Левандовского Тамаре Владимировне (1897-1934), впоследствии ставшей известным мастером иконописи. В 1921 эмигрировал, с 1922 жил на юге Франции. Один из рук. Рус. студенч. христ. движения (РСХД), к-рое он понимал как «собрание и собирание всего живого и честного в Ц., всех тех, кто принимает христ-во не как традицию, не как слова, не как быт, а как жизнь». В 1926 Е. по настоянию своего старшего друга и наставника о. Сергия Булгакова становится священником. Е. проявил себя выдающимся дух. наставником, чья проповедь находила особый отклик в среде молодежи. Скончался в Париже вскоре после своего перевода из Ниццы в Парижский кафедральный собор.

Образ исключит. пастыря, «воплощавшего в себе органич. слиянность смиренной преданности Православию, простоты детской веры со всей утонченностью рус. культурного предания» (о. С. Булгаков), гармоничного, созидающего, требовательного прежде всего к себе, - сохранился бы только в благодарной памяти друзей и дух. детей, если бы в первый же год после его смерти вдовой не была составлена по письмам и дневниковым заметкам кн. «Записи свящ. Е.», по издании имевшая необычайный успех и остающаяся до сих пор «одним из лучших руководств по нравственному богословию и христ. жизни» (Н. М. Зернов).

Соч.: Записи свящ. А. Ельчанинова. Париж, 1935; М., 1992 (нем. пер. - 1964, англ. пер. - 1967).