РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЭКУМЕНИЗМ

ЭКУМЕНИЗМ

ЭКУМЕНИЗМ ЭКУМЕНИЗМ , экуменическое движение(от греч. букв. «весь населенный мир») - общее обозначение разл. инициатив, действий, орг-ций, движений, целью к-рых является достижение видимого единства христиан. Э. не имеет строгого определения, и его нельзя понимать как вероучение, идеологию или церк.-политическое движение. Это скорее идея, поиск, стремление обрести единство, сторонники к-рого понимают молитву Иисуса Христа «Да будут все едино» (Ин. 17, 21) как заповедь. Разделение (расколы, секты и пр.) имели место с первых веков существования Церкви, и поэтому стремление к обретению единства имеет долгую историю, но институционализация этих поисков относится к 20 в. В 1910 состоялась Эдинбургская Миссионерская конференция, учредившая Междунар. Миссионерский совет. Ей предшествовали встречи и инициативы прежде всего миссионеров. Именно они в своей деят-ности осознали необходимость междуноминационного взаимодействия. Межконфессиональное взаимодействие было также в основе деят-ности Библейского об-ва, Студенч. христ. движения.

В 1925 проведена Всеобщая Христ. конференция «Жизнь и Деятельность» с целью выработки общехрист. позиции в социальной, политич. и экономич. сферах. В 1927 в Лозанне состоялась 1-я Всемирная конференция «Вера и церк. устройство», посвящ. выработке богословского базиса христ. единства. Вторые встречи этих движений прошли в 1937 в Эдинбурге и в Оксфорде соответственно, и было принято решение соединить их во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ). В 1938 в Утрехте был сформулирован его устав, но из-за 2-й мир. войны первая ассамблея ВСЦ состоялась лишь в 1948 в Амстердаме. Базисом - вероучительной основой, общим догматическим минимумом является вера в Триединого Бога и в то, что Иисус Христос - Господь и Спаситель. 8-я ассамблея ВСЦ проходила в 1992 в Канберре.

Инициатива создания ВСЦ исходила гл. обр. из зап. протестантских кругов, но уже в 1920 окружное послание Константинопольского патриарха (его титул букв. «экуменический», т. е. «вселенский»), призывало «все христианские церкви» к более тесному взаимодействию и сотрудничеству. Аналогичный призыв раздался в том же году от Ламбетской конференции (собрание представителей всех англиканских церквей). В 1937 в движении приняли участие и играли важную роль представители вост. православных церквей и молодых церквей Азии и Африки. Активное участие в экуменич. движении принимали рус. православные богословы: прот. Г. Флоровский, прот. С. Булгаков, Н.С. Арсеньев, Л.А. Зандер и др. В 1961 РПЦ вступила в ВСЦ, а римско-католическая впервые послала наблюдателя. Она и сегодня не является членом ВСЦ, но ее представители участвуют в работе Комиссии «Вера и церк. устройство». Важной вехой в истории экуменизма является 2-й Ватиканский собор римско-католич. церкви (1962 - 65), к-рый одной из своих гл. задач назвал «способствование восстановлению единства между всеми христианами». Члены др. христианских деноминаций рассматривались им не как находящиеся вне Церкви, но как «отделенные братья». Очень важен также сформулированный собором в 1964 декрет «Об экуменизме», который напоминает, что «разделение явно противоречит воле Христа, является соблазном для мира и вредит самому святому делу - проповеди Евангелия всей твари».

Плодом Э. в 20 в. можно считать многочисл. двусторонние встречи - богословские диалоги между церквами разл. традиций и конфессий. 7 дек. 1965 Константинопольский патриарх Афиногор и Римский Папа Павел VI одновременно в Константинополе и в Риме взаимно торжественно упразднили обоюдное анафематствование 1054. Однако практически во всех церквах встречаются и противники Э. Это гл. обр. фундаменталисты. В римско-католич. церкви - это сторонники кардинала Лефевра, не принявшего 2-й Ватиканский собор. В православии это в основном карловчане (члены т. н. Рус. Православ. Заруб. Церкви, в России она называется «свободной») и старостильники (т. е. не принявшие календарной реформы в Константинопольской и др. церквах, в частности на Афоне). Помимо обычных фундаменталист. мотивов и страха перед обновлением основанием противостояния Э. является боязнь потерять самоидентификацию - неверие в силу церкви, одно из обычных проявлений своего рода комплекса неполноценности. Аргументация противников Э. движения построена, как правило, на плохой осведомленности относительно внутр. мотивов участников и на ложной подмене понятия Э. другим, который лучше назвать «широким Э.». Под последним следует понимать тенденции установить более глубокое взаимопонимание и контакты с нехристианскими религиями: буддизмом, индуизмом, исламом, иудаизмом и др.

РПЦ является членом не только ВСЦ, но и Конференции Европ. Церквей (Святейший патриарх Моск. и всея Руси Алексий II был ее президентом), участницей 1-й и 2-й Европ. экуменич. Ассамблей (Базель, 1989; Грац, 1997), многочисл. диалогов и т. п.

Лит.: Примирение. М., 1996; Поиски единства: (Поиски религ. диалога в прошлом и настоящем). М., 1997.