РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
А.А. Экстер. Беспредметная композиция. 1917-1918
В 1914 Э. приняла приглашение к совм. работе рук. Моск. камерного т-ра А. Таирова. 2 нояб. 1916 состоялась премьера трагедии И. Анненского «Фамира-кифаред», затем последовали спектакли «Саломея» О. Уайльда (1917), «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1921). Последним - неосуществленным - замыслом реж. и худож. стала пост. пьесы А. Сухове-Кобылина «Смерть Тарелкина» (1921).
С 1918 Э. вела занятия в собств. худож. студии в Киеве. Среди ее участников - П. Челищев, В. Меллер, А. Тышлер, А. Богомазов и др. С 1923 Э. - модельер и худож. по тканям моск. Дома моды. В 1924 оформила в МХАТ-2 спектакль «Дама-призрак» П. Кальдерона в пост. М. Чехова.
Последней значит. оформит. работой Э. на родине явилось создание костюмов (совм. с В. Мухиной и Н. Ломановой) для к/ф. Я. Протазанова «Аэлита» (1924). Тогда же началась работа по созданию коллекции кукол-марионеток (совм. с И. Шмушкевич), завершенная уже в эмиграции, в Париже в 1926.
С 1924 постоянно жила в Париже, где продолжала свою театр. деят-ность (совм. со своими б. учениками Л. Заком и Челищевым оформляет спектакли рус. романтич. балетов, разрабатывает эскизы костюмов для балетных номеров М. Фокина, А. Павловой, Э. Крюгер). Проф. Париж. Академии совр. иск-ва.
Лит.: А. Экстер: От импрессионизма к конструктивизму: Каталог выст. М.,1988.