РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЭКОНОМИЗМ

ЭКОНОМИЗМ

ЭКОНОМИЗМ ЭКОНОМИЗМ - направление в рос. социал-демократии на рубеже 19 - 20 вв., отдававшее приоритет экон. борьбе рабочих перед парт.-полит. деят-ностью РСДРП. Термин «Э.» возник в ходе парт. полемики и был широко подхвачен противниками «Э.» (П.Б. Аксельродом, В.И. Лениным, Ю.О. Мартовым, Г.В. Плехановым), подчеркивавшими этим обозначением излишнее увлечение своих оппонентов задачами защиты экон. интересов пролетариата в ущерб гл. цели - свержению самодержавия.

Первым печатным органом «экономистов» стала подпольная газ. «Рабочая мысль», издававшаяся с окт. 1897. Ред. газеты, возглавляемая в разное время К.М. Тахтаревым (Петербуржцем), Н.Н. Лоховым, К.А. Коком, ставила своей задачей орг-цию рабочих, приветствовала рабочие стачки и демонстрации, поощряла создание касс взаимопомощи.

Деятели «Рабочей мысли», будучи революционерами-практиками, были осторожны в выдвижении полит. лозунгов, видя, что конкретные экон. вопросы ближе и понятнее рабочим, а обсуждение путей свержения царя шокирует мн. читателей. Однако в кон. 1900 «Рабочая мысль» выступила за замену самодержавия конституц. парламентским строем, а в апр. 1901 призывала рабочих к массовым полит. акциям, «направленным на замену всей правительств. системы». Тем не менее против «Рабочей мысли» и ее сторонников были выдвинуты обвинения в оппортунизме, заключавшемся в «преклонении перед стихийными выступлениями рабочих», «отказе от политич. борьбы», «умалении роли интеллигенции в формировании пролетарского сознания».

Раскол произошел и в с.-д. эмиграции, куда стали прибывать деятели «новой волны» из России, объединившиеся в «Союз рус. социал-демократов за границей» и начавшие издавать ж. «Рабочее дело» (1899-1902). «Рабочее дело» выступило с «теорией стадий», согласно к-рой социал-демократии следовало постепенно переходить от агитации с экон. требованиями к полит. лозунгам по мере того, как рабочие на собств. опыте осознают их необходимость. «Рабочее дело» критиковало «Рабочую мысль» за увлечение мелкими экон. вопросами и постоянно подчеркивало, что конечной целью является свержение царизма.

Реальными сторонниками реформистского курса, теоретиком к-рого являлся Э. Бернштейн, в России были Е.Д. Кускова и С.Н. Прокопович, предлагавшие социал-демократии отказаться от рев. амбиций и идеи диктатуры пролетариата и сосредоточиться на поддержке полит. требований либеральной буржуазии и содействии улучшению экон. положения рабочих. Лозунг реформистов «Конечная цель - ничто, движение - все!» отражал видение ими социализма как морально-этич. идеала, а не непосредств. полит. задачи. Свои взгляды Кускова изложила в небольшом док-те, получившем название «Credo». Ленин, познакомившийся с «Credo» в ссылке, ответил с группой своих товарищей «Протестом семнадцати социал-демократов».

Новый виток борьбы с «Э.» связан с приездом в 1900 в эмиграцию Ленина и основанием «Искры», настаивавшей на том, что для объединения сил надо «решительно и основательно отмежеваться» от инакомыслящих, хотя среди эмигрантов численно сторонники «Рабочего дела» значительно превосходили «искровцев». По мере активной агитации со стороны «Искры» и деят-ности искровских агентов в России соотношение сил стало меняться. значит. роль сыграла и обширная работа Ленина «Что делать?» (1902), направленная против «Э.». «Что делать?» вышла при активной поддержке Плеханова, Аксельрода и А.Н. Потресова.

На подготовленном «Искрой» 2-м съезде РСДРП в 1903 присутствовало всего трое «экономистов», постоянно вступавших в полемику с искровским большинством.

В дальнейшем мн. «экономисты» примкнули к меньшевикам (А.С. Мартынов), Кускова и Прокопович стали активными либеральными деятелями.

Борьба с «Э.» продемонстрировала ряд характерных черт рос. социал-демократии, особенно рельефно проявившихся впоследствии в ее большевистском крыле: радикализм, нежелание сотрудничать с умеренными реформистами и либералами, стремление поставить под жесткий контроль рабочее движение, отрицание «свободы критики» в партии.