РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЭКК (Ивакин) Ник. Вл.

ЭКК (Ивакин) Ник. Вл.

ЭКК (Ивакин) Ник. Вл. ЭКК (Ивакин) Ник. Вл. (1902-76) -реж. Окончил Гос. высш. реж. мастерские, рук. В.Мейерхольдом (1921), и работал в его т-ре как реж.-лаборант и актер. В нач. 20-х гг. вместе с Н. Хикметом Э. создал Театр. артель «Метла», ставил пантомимы в моск. цирке. В кино с 1927 - ассистент реж. на студии «Межрабпомфильм». Реж. дебют - культурфильм «Как надо и как не надо» по собств. сценарию (1929). В дальнейшем был сценаристом всех своих фильмов.

Проявил себя испытателем новых техн. возможностей в кино. В 1930 Э. поставил короткометр. ф.-сказку «О свинье, которая картину писала» для «Звуковой сборной программы № 2» (текст сказки А.Н. Толстого читал В. Качалов).

В историю кино Э. вошел как создатель первого сов. звук. ф. «Путевка в жизнь» (1931). Судьбу ф. решило знакомство Э. с П. Тагером и его звукозаписывающей системой (первоначально «Путевка в жизнь» снималась в немом варианте). И хотя в окончат. виде ф. остался произв. с неоднородной структурой, в нем отчетливо заявлены драматургич. возможности звука. На 1-м МКФ в Венеции (1932) «Путевка в жизнь» была включена в список лучших фильмов, а Э. отмечен как самый талантливый реж. В 1957 ф. был переозвучен и выпущен в новой авторской композиции. В сер. 30-х гг. Э. начал работать с цветом. После эксперим. цветной кинопрограммы «Карнавал цветов» (1935) Э. снял первый сов. цветной ф. «Груня Корнакова» («Соловей-соловушко», 1936), где цвет уже использован в органике изобр. ряда. В этом ф. Э. сыграл одну из гл. муж. ролей.

Неудача с экранизацией «Сорочинской ярмарки» (1939) и последовавший затем провал в популярном жанре лирич. комедии заставили Э. покинуть съемочную площадку. От случая к случаю занимался театр. режиссурой. Вернувшись в кинематограф после 20-летнего перерыва, Э. пытался найти свое место в молодом телевиз. кино (1962 - цветной т/ф «Когда идет снег»), экспериментировал с новой стереотехникой (1968 - первый безочковый стереоскопич. ф. «Человек в зеленой перчатке» о мастерах цирка).

Соч.: Путевка в жизнь // Драматургия кино: Кн. сценариев. М., 1935.

Лит.: Фрейлих С. Николай Экк // 20 режиссерских биографий. М., 1971; Бобринская Е., Гурьянова Н. Николай Экк: путевка в жизнь //Кино. Рига, 1984. № 9.