РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Проявил себя испытателем новых техн. возможностей в кино. В 1930 Э. поставил короткометр. ф.-сказку «О свинье, которая картину писала» для «Звуковой сборной программы № 2» (текст сказки А.Н. Толстого читал В. Качалов).
В историю кино Э. вошел как создатель первого сов. звук. ф. «Путевка в жизнь» (1931). Судьбу ф. решило знакомство Э. с П. Тагером и его звукозаписывающей системой (первоначально «Путевка в жизнь» снималась в немом варианте). И хотя в окончат. виде ф. остался произв. с неоднородной структурой, в нем отчетливо заявлены драматургич. возможности звука. На 1-м МКФ в Венеции (1932) «Путевка в жизнь» была включена в список лучших фильмов, а Э. отмечен как самый талантливый реж. В 1957 ф. был переозвучен и выпущен в новой авторской композиции. В сер. 30-х гг. Э. начал работать с цветом. После эксперим. цветной кинопрограммы «Карнавал цветов» (1935) Э. снял первый сов. цветной ф. «Груня Корнакова» («Соловей-соловушко», 1936), где цвет уже использован в органике изобр. ряда. В этом ф. Э. сыграл одну из гл. муж. ролей.
Неудача с экранизацией «Сорочинской ярмарки» (1939) и последовавший затем провал в популярном жанре лирич. комедии заставили Э. покинуть съемочную площадку. От случая к случаю занимался театр. режиссурой. Вернувшись в кинематограф после 20-летнего перерыва, Э. пытался найти свое место в молодом телевиз. кино (1962 - цветной т/ф «Когда идет снег»), экспериментировал с новой стереотехникой (1968 - первый безочковый стереоскопич. ф. «Человек в зеленой перчатке» о мастерах цирка).
Соч.: Путевка в жизнь // Драматургия кино: Кн. сценариев. М., 1935.
Лит.: Фрейлих С. Николай Экк // 20 режиссерских биографий. М., 1971; Бобринская Е., Гурьянова Н. Николай Экк: путевка в жизнь //Кино. Рига, 1984. № 9.