ЭЙЛЕР Леонард (1707-83) - математик, механик и физик, философ.
Сын базельского пастора, учившегося математике под рук-вом Я. Бернулли,
Э. получил образование в ун-те в Базеле, где изучал теологию и математику
(последнюю под рук-вом И. Бернулли). В 1723 Э. получил ученую степень магистра.
В 1727 приехал в Пб. и был избран адъюнктом Петерб. АН; заведовал каф.
физики, с 1731 - каф. математики. В 1741-66 жил и работал в Берлине, не
порывая связи с Петерб. АН. В 1766 вернулся в Пб. и оставался в нем до
конца жизни. Несмотря на постигшую его почти полную слепоту (с 1766), он
не прерывал науч. деят-ности. Труды Э. охватывают широкий круг вопросов
в обл. математики, механики, астрономии и физики. Большое значение имеют
иссл. Э., посв. дифференц. и интегр. исчислению. Он явился создателем вариац.
исчисления. Разработал теорию т. н. эйлеровых интегралов, решил большое
число задач, связанных с интегрированием дифференц. ур-ний, доказал ряд
теорем в теории чисел, в т. ч. дал первое доказательство знаменитой теоремы
Ферма. В обл. механики Э. принадлежит вывод ур-ний движения твердого тела,
иссл. ряда важнейших вопросов гидродинамики. Им написан фундамен. труд
по кораблестроению и кораблевождению. В астрономии Э. выполнил ряд работ
по небесной механике, посвящен. изучению движения планет, комет и Луны.
В обл. физики Э. занимался вопросами муз. акустики, иссл. колебаний струн,
пластинок мембраны. Э. оказал значит. влияние на рос. натурфилософию «антивольфовской»
ориентации. Гл. филос. тр. - «Письма о разных физических и философских
материях, писанные к нек-рой немецкой принцессе» - был одним из популярнейших
пособий по философии в 18 в.
Э. отвергал идею X. Вольфа о необходимости четкого разграничения разл.
сфер знания. Он полагал, что «метафизическое учение должно основываться
на физике, т. е. должно путем абстракции выводиться из явления сложных
субстанций», в то время как метафизика предваряет работу науч. мысли, формулируя
гипотезы, являющиеся «единственным способом, в результате к-рого можно
прийти к достоверному познанию физических причин» («Письма к ученым»).
Характерно, что Э. использует филос. аргументацию для физич. доказательств
и, наоборот, физич. теория определяет его филос. убеждения. Так, будучи
сторонником «волновой» теории распределения света, он рисует соответствующую
ей гносеологич. картину, в к-рой идея уподоблена волне или импульсу, «возбуждающим»
ум, а не «внедряющимся» в него. Небезынтересна этика Э., основывающаяся
на диалектич. представлении о разл. свойствах материальной (жестко подчиненной
законам движения) и духовной (управляемой заповедями) субстанций, его учение
о необходимости и случайности, роли языка в формировании общих понятий.
Э. умер в Пб., похоронен на Смоленском кладбище.