РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЭЙЛЕР Леонард

ЭЙЛЕР Леонард

ЭЙЛЕР Леонард ЭЙЛЕР Леонард (1707-83) - математик, механик и физик, философ. Сын базельского пастора, учившегося математике под рук-вом Я. Бернулли, Э. получил образование в ун-те в Базеле, где изучал теологию и математику (последнюю под рук-вом И. Бернулли). В 1723 Э. получил ученую степень магистра. В 1727 приехал в Пб. и был избран адъюнктом Петерб. АН; заведовал каф. физики, с 1731 - каф. математики. В 1741-66 жил и работал в Берлине, не порывая связи с Петерб. АН. В 1766 вернулся в Пб. и оставался в нем до конца жизни. Несмотря на постигшую его почти полную слепоту (с 1766), он не прерывал науч. деят-ности. Труды Э. охватывают широкий круг вопросов в обл. математики, механики, астрономии и физики. Большое значение имеют иссл. Э., посв. дифференц. и интегр. исчислению. Он явился создателем вариац. исчисления. Разработал теорию т. н. эйлеровых интегралов, решил большое число задач, связанных с интегрированием дифференц. ур-ний, доказал ряд теорем в теории чисел, в т. ч. дал первое доказательство знаменитой теоремы Ферма. В обл. механики Э. принадлежит вывод ур-ний движения твердого тела, иссл. ряда важнейших вопросов гидродинамики. Им написан фундамен. труд по кораблестроению и кораблевождению. В астрономии Э. выполнил ряд работ по небесной механике, посвящен. изучению движения планет, комет и Луны. В обл. физики Э. занимался вопросами муз. акустики, иссл. колебаний струн, пластинок мембраны. Э. оказал значит. влияние на рос. натурфилософию «антивольфовской» ориентации. Гл. филос. тр. - «Письма о разных физических и философских материях, писанные к нек-рой немецкой принцессе» - был одним из популярнейших пособий по философии в 18 в.

Э. отвергал идею X. Вольфа о необходимости четкого разграничения разл. сфер знания. Он полагал, что «метафизическое учение должно основываться на физике, т. е. должно путем абстракции выводиться из явления сложных субстанций», в то время как метафизика предваряет работу науч. мысли, формулируя гипотезы, являющиеся «единственным способом, в результате к-рого можно прийти к достоверному познанию физических причин» («Письма к ученым»). Характерно, что Э. использует филос. аргументацию для физич. доказательств и, наоборот, физич. теория определяет его филос. убеждения. Так, будучи сторонником «волновой» теории распределения света, он рисует соответствующую ей гносеологич. картину, в к-рой идея уподоблена волне или импульсу, «возбуждающим» ум, а не «внедряющимся» в него. Небезынтересна этика Э., основывающаяся на диалектич. представлении о разл. свойствах материальной (жестко подчиненной законам движения) и духовной (управляемой заповедями) субстанций, его учение о необходимости и случайности, роли языка в формировании общих понятий. Э. умер в Пб., похоронен на Смоленском кладбище.