РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Реж. дебют состоялся в 1928 на тбилисской студии - ист.-рев. мелодрама «Первый корнет Стрешнев» (совм. с М.Э. Чиаурели). Антиклерикальной символикой пропитан второй ф. тбилисского периода - «Бог войны» (1929). Как мн. реж. его поколения, Д. привлекали острые политич. темы («Суд должен продолжаться», 1931; «Женщина», 1932). В те годы он работал не только на грани с публицистикой, но и в док. кино.
Этапным для Д. стал ф. по сценарию Вс. В. Вишневского «Мы из Кронштадта» (1936), сумевший воплотить в кинематографе монумент. патетику лит. основы. От сценариста пришло на экран романтич. восприятие рев. духа матросского братства, коллективный герой и надличностный эпохальный сюжет. Вместе с Вишневским Д. добивался мощного эмоционального воздействия сюжетных кульминаций, сгущая стилевую напряженность по законам монтажного кино. В условиях звукового кино 30-х гг. ф. «Мы из Кронштадта», оставшийся вершиной реж. мастерства Д. (Гл. приз Междунар. выставки в Париже, 1937), логически завершил направление, у истоков к-рого стоял «Броненосец "Потемкин"». Д. снял много ист.-рев. и патриотич. ф. самого разного уровня, был одним из отцов т. н. оборонного жанра. С 1937 преподавал во ВГИКе.
Среди др. ф.: «Если завтра война» (совм. с Л. Анци-Полонским, Г. Березко, Н. Карамзинским, 1938), «Первая Конная» (сценарий Вс. Вишневского, 1941), «Пролог» (сценарий А.П. Штейна, 1956), «Железный поток» (по ром. А. Серафимовича, сценарий Д. и А. Первенцева, 1967).
Соч.: Жизнь и фильмы: Статьи. Свидетельства. Воспоминания. Размышления. М., 1981.
Лит.: «Мы из Кронштадта»: Сб. М., 1968; Андриканис Е. Ефим Дзиган // Иск-во кино. 1982. № 7.