РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ДЬЯВОЛ, ДИАВОЛ

ДЬЯВОЛ, ДИАВОЛ

ДЬЯВОЛ, ДИАВОЛ ДЬЯВОЛ, ДИАВОЛ падший ангел, к-рый до своего падения был одним из высших ангелов в небесной иерархии. (Синонимы: сатана, нечистый дух, демон, бес, Вел.ьзевул, князь тьмы, Люцифер, Фосфор, Вел.иар и проч.) За горделивое послание против Творца он и увлеченные им духи были низвержены с «неба» и обречены на конечную погибель как отчужденные от источника истинного бытия, т. е. Бога-Творца. Злым этот высший ангел стал в своем свободном самоопределении. Поскольку ангельские дух. сущности обладают тварной вечностью, неизменностью, дьявол - неизменный носитель зла, для к-рого принципиально невозможно покаяние, а следовательно и прощение. Нераскаянность дьявола выражается в безнадежной борьбе против Бога и Его творения.

Он - источник зла, греха, страдания, смерти и неустроенности в тварном мире. В начале Библии, в книге Бытия, Д. появляется в образе змея, обольщающего первых людей. Проклятого за это Богом Д. и его слуг ожидает погибель в «последние времена», после решительной битвы, описанной в кн. Откровения (Апокалипсисе), где он изображен в образе Дракона. Д. под разными именами - широко распространенный персонаж в фольклоре. В худож. лит-ре представлен в спекулятивно переосмысленных, часто облагороженных образах (И.В. Гете, Дж. Байрон, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, Т. Манн, М.А. Булгаков и пр.).

Лит.: Амфитеатров А. Дьявол в быте, легенде и в лит-ре Средних веков. Ташкент, 1993; Роббинс Р. X. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996; Якушева Г. В. Фауст и Мефистофель вчера и сегодня. М., 1998; Махов А. Е. (автор-составитель). Сад демонов. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М., 1998.