РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В наст. время Д. - представитель низшей, первой степени церк. иерархии, «служитель слова Божия», богослужебные обязанности к-рого состоят преим. в громком чтении Св. Писания («благовествовании»), возглашении от лица молящихся ектений, каждении храма. Церк. устав предусматривает его помощь совершающему проскомидию свящ. Д. не имеет права совершать ни одно богослужение и даже самостоятельно облачаться в свои богослужебные одежды, но должен каждый раз испрашивать на это «благословение» священнослужителя. Чисто вспомогательная богослужебная функция Д. подчеркивается возведением его в данный сан на литургии после евхаристич. канона (и даже на Литургии Преждеосвященных даров, не содержащей евхаристич. канона). (По желанию правящего архиерея это может происходить и в иное время.) Он лишь «служитель (слуга) при священнодействии» или «левит» (Симеон Солунский). В бедных сельских приходах свящ. может обходиться совсем без Д. Бытовое обращение - «о. Д.» или «о. имярек», либо же просто по имени и отчеству.
Термин «Д.», без уточнения («просто» Д.), указывает на его принадлежность к белому духовенству. Представитель того же низшего ранга в черном духовенстве (монашествующий Д.) именуется «иеродьякон» (букв. «священнодьякон»). Представитель второго (и последнего) ранга дьяконата среди белого духовенства - «протодьякон» («первый Д.»), исторически-старший (в богослужебном аспекте) среди неск. Д., служащих вместе в большом храме (соборе). Наградой в наст. время является и сам чин протодьякона, поэтому в одном соборе может быть более одного протодьякона. Первый среди неск. иеродьяконов (в мон.) наз. «архидьякон» («старший Д.»). Постоянно служащий с архиереем иеродьякон также обычно возводится в сан архидьякона.
В 1 -4 вв. существовал ин-т дьяконисс («служительниц»), чьи обязанности состояли, гл. образом, в уходе за больными женщинами, в подготовке женщин к крещению и в служении свящ. при их крещении «для благоприличия». Св. Епифаний Кипрский подробно объясняет особенное положение дьяконисс в связи с их участием в этом таинстве, решительно исключая их при этом из участия в Евхаристии. К клирикам они не приравнивались. Возрождение ин-та дьяконисс в зап. христ-ве наблюдается с 19 в. В 1911 предполагалась к открытию первая община дьяконисс в Москве.
Лит.: Зом Р. Церк. строй в первые века христ-ва. М., 1906. С. 196-207; Троицкий С. В. Диакониссы в Православной Церкви. СПб., 1912; Кирилл (Гундяев), архим. К вопросу происхождения диаконата // Богословские тр. М., 1975. Сб. 13. С. 201-207.