РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ - двудольные размеры, двусложники - в силлабо-тонич. системе стихосложения - размеры, осн. на стопах, состоящих из 2 слогов (отсюда назв.) - хорей и ямб. В рус. силлабо-тонич. стихе ритм Д.Р. основан на чередовании слабых (безударных) и сильных (ударных) позиций, слоговой объем каждой из к-рых равен единице. Такое чередование позиций в четном (ямб) или нечетном (хорей) порядке образует «первичный ритм» Д.Р. Поскольку ср.-статистич. объем слова в рус. яз. превышает 2 слога, в Д.Р. часты пропуски метрич. ударений (пиррихии), в результате чего одни сильные позиции стиха более стремятся к ударности, др. - менее, образуя «вторичный ритм». Последнее сильное место в рус. стихе обязат. занято ударным слогом слова любого слогового объема, т. к. концевое ударение определяет границу стиха. Остальные сильные места могут быть заняты безударными или ударными слогами любых слов. Так, напр., «вторичный ритм» 5-стопного ямба проявляется помимо обязат. ударности 10-го слога в преим. сильноударности 2-го и 6-го слогов и преим. слабоударности 4-го и 8-го («По невскому граниту иль на бале...», А.С. Пушкин). Такой ярко выраженный ритм прослеживается на всем протяжении истории рус. стиха в хорее с четным кол-вом стоп и в ямбе с нечетным кол-вом стон. «Четные» ямбы и «нечетные» хореи, в к-рых не совпадают два указанных закона, дают более сложный «вторичный ритм», меняющийся от эпохи к эпохе (напр., в 4-стопном ямбе: «Изволила Елизавет» - 18 в. и «Адмиралтейская игла» - нач. 19 в.). Слабые места в Д.Р. могут быть заняты безударными слогами любых слов или ударными слогами односложных слов; в последнем случае возникают сверхсхемные ударения (спондеи), в рус. стихе они нечасты (напр., «Швед, русский колет, рубит, режет...», А.С. Пушкин). Д.Р. более популярны, чем 3-е ложные, из Д.Р. более распространены в рус. поэзии ямбич., менее - хореич. На основе одинакового «первич. ритма» ямб и хорей могут чередоваться в пределах стихотв. текста (двусложники с переменной анакрузой). В редких случаях Д.Р. чередуются с 3-сложными, образуя сложную полиметрич. композицию.