РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ДВОРЕЦ

ДВОРЕЦ

ДВОРЕЦ ДВОРЕЦ - дом рус. государя, затем - пышный, богатый дом. Д. назывался любой царский дом, в том числе деревянный (Д. в две комнаты, домик Петра I в С.-Петербурге - «Первоначальный дворец»). В Европе Д. - дом любой владетельной персоны.

Д. является наиб. представит. типом дома - жилища семьи - как системы культурного самоопределения пользователей. Д. являются памятниками культуры, наиб. полно отражающими ее в единстве мировоззрения, иск-ва и быта.

Д.-резиденция необходимо делится на жилую и парадную половину, предназнач. в силу социальной функции владельцев, для приемов. Культ. ядром Д. являются парадные залы, компонуемые анфиладами; среди них часто выделен центральный (Итальянский зал в Павловском Д., Кабинет Мод и Граций - зал Ротари - в Большом Петергофском, Георгиевский и Николаевский - в разных анфиладах - в Зимнем, Опочивальня короля - в Версальском). В число парадных зал входят домовые церкви, т-ры, тронные, танцевальные залы, парадные столовые, галереи картин и скульптур, парадные гостиные, кабинеты, библиотеки, парадные опочивальни (в отд. случаях используемые как реальные). Периферийной частью культ. ядра Д. являются жилые «половины» хозяина и хозяйки Д., включающие спальни, будуары, кабинеты, семейные столовые и гостиные. Жилые половины Д., наряду с анфиладной, могут иметь структуру апартамента, когда несколько интерьеров связано с центр. холлом, вестибюлем или коридором. В России с 18 в. обычно парадные залы располагаются в бельэтаже, а жилые апартаменты владельцев - в 1-м этаже; в 3-м этаже, а также во флигелях были комнаты для младших членов семьи, дальних родственников, гостей и свиты. Расположение парадных интерьеров в 1-м этаже встречается лишь в загородных Д., предназнач. б. для частной жизни (Елагин, Александровский, Каменноостровский). В крупнейшем Д. России - Зимнем Д. - постоянно жило ок. 3000 человек, и столько же гостей прибывало на главные приемы. Д. как система включает также служебные корпуса (кухни, оранжереи, конюшни, птичники), двор или систему дворов, образуемых его корпусами, и сады. Передний двор (кур д'онёр), на который обращен главный фасад, образует как бы интерьер под открытым небом, функционально подобный парадному вестибюлю. Он имеет декор. отделку (статуи, сад, фонтан). Интерьерами под открытым небом являются прилегающие к Д. сады: интимные («собственные») и парадные: напр., Верхний сад при Большом Петергофском дворце с фонтаном «Нептун». Степень парадности окружающих Д. сооружений (оранжереи, конюшни, кухни) определяется вхождением в систему Д. Садовые здания с дворцовыми интерьерами, предназнач. для кратковрем. пребывания, а не для жилья, называются павильонами. Городской Д. традиционно выходит на площадь (напр., Дворцовая пл. и простор Невы при Зимнем дворце) - своего рода грандиозный кур д'онёр.

В России старейшие дворцовые залы для приемов сохранились во Д. новгородских архиепископов - Владычной палате, и в резиденции Московских государей (Грановитая палата Кремля). Открытые приемы и соответств. парадные интерьеры Д. появляются в ходе культ. реформ Петра I. С развитием обществ. жизни, приемов, празднеств, балов, маскарадов у вельмож появились здания дворцового тина (до этого архитектура дома зависела от ранга и статуса владельца). Большинство Д. самого Петра I не имеет залов для приемов (Летний дворец, Марли): приемы он предпочитал устраивать в своих садах или во дворцах А.Д. Меншикова и др. приближенных. С кон. 18 в. в России распространилось употребление слова Д. в европейском значении. Некоторые аристократич. семьи сохранили традицию не называть свои роскошные дома дворцами. Не принято называть Д. жилища купцов и нетитулованных дворян.

Расцвет Д. в России приходится на период от царств. Анны Иоанновны до Николая I, в архитектуре это позднее барокко, рококо, классицизм и романтич. историзм (неоготика, необарокко, и особ. неоренессанс). Многочисленность Д. и интерьеров их парадных частей отражали театрализованное мировосприятие этих эпох и соответствующий стиль жизни. В эту эпоху строились как парадные Д., предназнач. для празднеств многих сотен гостей, так и небольшие приватные Д. (Коттедж в Петергофе) и увеселит. Д. для интимных приемов (Китайский Д. Екатерины II в Ораниенбауме). Позже Д. строились редко; для представит. целей использовались старые здания. В новых Д. стало меньше парадных интерьеров в силу тенденции privacy, частной жизни, что наиб. отчетливо проявилось в стиле жизни семьи Николая II в Александровском дворце.

Среди архитекторов, строивших русские Д. и оформлявших их интерьеры - Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, И. Браунштейн, граф В.В. де Растрелли, С.И. Чевакинский, А. Ринальди, Ю.М. Фельтен, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, И.Е. Старое, В.Ф. Бренна, Л. Руска, А. Менелас, К.И. Росси, В.П. Стасов, А. И. Штакеншнейдер, Г. А. Боссе, И.А. Монигетти, К.А. Тон, А.И. Резанов, М.Е. Месмахер, граф Н.И. де Рошфор, А.Ф. Красовский, Р.Ф. Мельцер, Н.П. Краснов. Главными Д. России были офиц. императорские резиденции: Зимний Д. в Санкт-Петербурге, Большой Д. в Петергофе (фасады обоих созданы Растрелли, интерьеры постоянно перестраивались), Большой Кремлевский Д. в Москве (фасады и интерьеры - Тон); наряду с ними к числу важнейших принадлежат также петербургский собств. императорский Аничков Д., весенне-осенние резиденции в Гатчине и Царском Селе, летние в Ливадии и Массандре. Высшими достижениями дворцового строительства являются Екатерининский в Царском Селе и Павловский Д.

Еще в 18 в. были открыты для осмотра мемориальные дворцы Петра I в Петергофе - Монплезир и Марли. Позже в отсутствие императорского двора были открыты для музейного осмотра Екатерининский и Большой Петергофский Д., в Михайловском Д. в С.-Петербурге был размещен Рус. музей имп. Александра III, нек-рые столичные Д. после перестроек были отданы под высшие органы гос-ва: в Мариинском размещался Гос. Совет, в Таврическом - Гос. Дума Рос. империи. После революции большинство императорских Д. и многие Д. аристократии были обращены в музеи, но в дальнейшем почти все отданы под учреждения, убранство их было рассеяно и распродано, архитектурная отделка в значит. степени утрачена. Почти все сохранявшиеся музейные императорские Д. претерпели тяжелые разрушение в период блокады Ленинграда; их восстановление, не завершенное доныне и потребовавшее огромных усилий, побудило к детальному изучению их истории, отделки и убранства. Из бывших императорских Д. по прямому назначению - как гос. резиденции - используются Большой Кремлевский Д. в Москве, Мариинский Д. в Киеве, Екатеринентальский Д. (Кадриорг) в Таллинне.

В широком смысле Д. - не являющееся местом чьего-либо проживания гражд. здание обширных размеров и худож. исполнения, предназнач. для обществ. целей, связанных с участием большого числа гостей: Д. конгрессов, съездов, культуры, иск-в, обществ. объединений и т. п.