РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович
(Иосифович)

ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович (Иосифович)

ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович
(Иосифович) ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович (Иосифович) (1900-55) - композитор, выдающийся мастер в области песенного жанра, киномузыки и оперетты. Окончил Харьковскую конс. как композитор у С. Богатырева и как скрипач у И.Ю. Ахрона (1919). В 1919 - 23 был скрипачом, дирижером и композитором в Харьковском драматическом т-ре, написал музыку более чем к 30 спектаклям. Продолжил писать музыку в т-рах Москвы (1924, 1926-29) и Симферополя (1925-26). Был муз. руководителем Мюзик-холла (1929-41) в Ленинграде, избирался пред. городского отд. Союза композиторов (1937), депутатом Верховного Совета РСФСР (1938-46). Возглавлял ансамбли песни и пляски Ленинградского Дворца пионеров (с 1937) и Центрального дома железнодорожников в Москве (1938-48). В 1937 - 41 Д. - пред. Оргкомитета Ленинградского Союза композиторов. С 1943 Д. жил в Москве.

Уникальный талант Д. сочетал необыкновенно щедрый мелодический дар и блестящую технику симфонической разработки, преломленную и развитую им в связи со сценическими ситуациями и характеристиками. Расцвет дарования Д. пришелся на 30-е гг., когда он начал писать музыку к звуковым фильмам (всего - к 28). В содружестве с поэтом В. Лебедевым-Кумачом и кинорежиссерами Г. Александровым, И. Пырьевым, В. Вайнштоком и др. Д. создал замечательную киномузыку, включающую не только мелодичные и запоминающиеся песни, но и симфонические эпизоды, составляющие собственную драматургич. линию. Мелодии Д. из музыки к фильмам быстро становились широко популярными; они и сегодня входят в золотой фонд отеч. кино.

ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович
(Иосифович)

И.О. Дунаевский

Радостное ощущение, романтический порыв, окрыленность свойственны самой природе творчества Д. «Я - певец советского преуспеяния», - говорил он о себе. Его музыка неразрывно связана с прогрессом, с достижениями страны. Спад творчества Д. в войну связан не только с отсутствием необходимых условий для работы, но и повода творить - именно для дарования такого типа.

Талант сделал Д. как бы витриной страны, «где так вольно дышит человек», и в 1951 уберег его от начавшихся разоблачений за «политически невыдержанные» публичные выступления. В письмах этого времени Д. откровенно высказывается об ущемлении творческой свободы, а в его песнях после 1950 заметны ностальгические и элегические настроения. Умер Д. от сердечного спазма, однако легенда о его самоубийстве пока убедительно не опровергнута.

Самые популярные песни Д. - «Марш веселых ребят» («Нам песня строить и жить помогает...»), Песня Анюты («Я вся горю, не пойму, отчего...»), Песня Кости («Как много девушек хороших...») из к/ф «Веселые ребята»; Лунный вальс, Песня о Родине («Широка страна моя родная...») из к/ф «Цирк»; Песенка Паганеля («Жил отважный капитан...») из к/ф «Дети капитана Гранта»; «Заздравная», «Весна идет» из к/ф «Весна»; «Каким ты был», «Ой, цветет калина» из к/ф «Кубанские казаки»; самые яркие оперетты (всего 15) - «Вольный ветер» (1947), «Белая акация» (1955). Автор музыки к 4 балетам. Лауреат Гос. премии СССР (1941, 1951).

Лит.: И.О. Дунаевский: Выступления, статьи, письма, воспоминания. М., 1961; Чернов А. А. Исаак Осипович Дунаевский. М., 1961; И.О. Дунаевский: Нотно-библиогр. справ. / Сост. Д. Персон. М., 1971.