ДУХОВНИК (или дух.
о., калька с греч.) - в правосл. церкви - свящ. (монашествующий или женатый),
проводящий исповедь и совершающий таинство покаяния. Под угрозой потери
священного сана Д. запрещается разглашать грехи исповедующегося или укорять
его за них (после исповеди они должны быть им «забыты»). Термин Д. встречается
в творениях Иоанна Экзарха (10 в.), но в др. -рус. источниках употребляется
лишь с начала 15 в. В Византийской церкви духовниками были почти исключительно
монашествующие свящ., имеющие специальное поручение на исповедь от епископа.
В рус. церкви никогда не было такой зависимости духовничества от монашества:
с самого начала духовниками были только рукоположенные лица, как монашествующие
(приходские духовники-иеромонахи, наз. «игуменами»), так и женатые. К сер.
12 в. перестал существовать и сам отд. класс Д., и право на совершение
исповеди стало даваться каждому белому свящ. вместе с его посвящением,
в то время как иеромонах должен был доп. получить его от архиерея. Взаимоотношения
между Д. и его «дух. детьми» и объем самого понятия «духовничество» определяется
как генезисом самосознания христианства в истории, так и положением Церкви
внутри гос-ва, претерпевая изменения по мере дух. и юридич. эмансипации
об-ва, выразившейся в закономерном отделении Церкви от гос-ва. В средневековье
власть Д. над человеком была почти абсолютна. Для совр. чел. христианской
ориентации Д. является опытным консультантом, помогающим преодолеть стрессовые
состояния и обрести душевное равновесие. В Др. Руси система отношений Д.
и его «детей» (и круга понятий, им внушаемых) получила классич. выражение
в «Вопрошании» Кирика Новгородца (12 в.), пытавшегося создать тотальную
норму церк. требований, распространяющуюся на всю религиозно-нравственную
жизнь чел. и регламентирующую ее до последних мелочей. В то же время, руководствуясь
принципом «покаяние вольно есть», верующий в Древней Руси сам выбирал себе
для исповеди священника, вне зависимости от места его проживания и служения,
и нарекал его своим дух. отцом (существовали даже особые наставления о
выборе Д.). Существенно изменилось положение Д. в связи с расколом старообрядчества
17 в., к-рому сочувствовала большая ч. духовенства. Ответные меры церк.
властей выразились в усилении контроля за деят-ностью приходского духовенства
и зафиксированы появлением в Требниках «Сказания к Д.», к-рое запрещает
совершение исповеди без «повелительной грамоты местного епископа», под
угрозой в противном случае «правильной казни». С др. стороны, новый жизненный
уклад формирующегося на европейских основах светского об-ва делал невозможным
сохранение старой покаянной системы. Кардинальные изменения в практику
рус. духовничества внесли реформы Петра I, зафиксированные «Дух. Регламентом».
Указом Синода 1722 предписывалась обязательная исповедь у своего приходского
свящ., чем фактически уничтожалась свобода выбора Д.; священник мог налагать
епитимьи только с «благословения» правящего архиерея, одновременно излагая
последнему существо дела. Наконец, свящ., узнавший на исповеди «об умысле
на честь и здоровье государя» или о распространении ложных слухов о небывалых
чудесах, обязывался немедленно донести на виновного. «Дух. отец превращался
этим требованием в полицейского агента; патриархальность отношений между
ним и детьми исчезла; между духовенством и народом становится гос-венная
власть, к-рая берет на себя исключительное руководство народной мыслью»
(Смирнов С. Др.-рус. духовник: Исслед. по ист. церк. быта. М., 1913. С.
239 - 240). Эти реформы не только в корне подорвали основы др.-рус. духовничества,
но поставили рус. церковь на путь необратимо возрастающего размежевания
между ней и народом, достигшего апогея в трагич. событиях начала 20 в.
Попытки восстановления в наст. время ин-та духовничества неизбежно носят
индивидуальный характер, что в свою очередь определяет свободный и честный
характер отношений между Д. и его дух. детьми.
Лит.: Леонид (Кавелин),
архим. Д. великих князей и царей Моск. и всея Руси // Чтения в Об-ве истории
и древностей рос. 1876. Ч. 1. С. 216-219; Смирнов С. Духовный отец в др.
Вост. Церкви. Ч. I. Сергиев Посад, 1906.