ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ МОСКОВСКАЯ -
в истории Д.A.M. различают 4 периода. В 1685 явились в Москву братья Лихуды
и открыли сначала в Богоявленском мон., а затем и в Заиконоспасском школу,
в к-рой преподавались грамматика, пиитика, риторика, логика и физика на
лат. и греч. яз. Это была в зародыше Славяно-греко-лат. Академия со схоластич.
направлением преподавания. Со временем преподавание на лат. яз. было упразднено,
но А. склоняется к зап. просвещению и остается таковой в продолжение всего
периода (1700-75). Развитию и становлению данного направления содействовал
и сам Петр I, и образованные люди того времени. Наставники, а нередко и
ученики вызывались из Киева. Науки преподавались на лат. яз. Во главе А.
стояли ректор и префект; первый наблюдал за наставником и преподаванием,
второй - за учениками. Предметы преподавания: богословие, философия (по
Аристотелю), физика, метафизика, психология, метеорология, риторика. Наставники
А. кроме преподавания экзаменовали лиц, определяемых на священно- и церковно-служительские
места, принимали участие в исправлении слав. перевода Библии (1712 - 47).
Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев. Наиболее
способные воспитанники проходили академич. курс за 12-13 лет, иные же в
продолжение 15 лет едва достигали филос. кл.; бывали случаи, когда ученики
учились по 20 лет и в одном кл. оставались по 10 лет. Своего расцвета Д.A.M.
достигает в 1755-1814 под протекторатом митрополита Платона. Были выведены
новые предметы обучения: церк. и гражд. история, рус. церк. история, церк.
право, пасхалия, физика в новой постановке, история философии, медицины,
церк. устав и пение, новые языки. Митрополит Платон положил конец влиянию
Киевской Академии на жизнь и системы обучения Д.A.M. Постепенно Славя-но-греко-лат.
Академия утрачивает свое былое значение общеобразоват. школы, поставлявшей
в правительств. учреждения на гос. службу молодежь со знанием лат. яз.,
и превращается в высш. сословно-духовное уч. заведение. В 1814 Моск. славяно-греко-лат.
Академия была преобразована в духовную и переведена в Троице-Сергиеву лавру.
Новая А. внесла большой вклад в разработку богословской, церк.-ист. и филос.
наук, в перевод отцов церкви на рус. яз. В 19 - нач. 20 вв. Д.A.M. - один
из центров отечеств. философской мысли. Закрыта в 1919. Воссоздана в 1946.
Готовит священнослужителей и богословов.