ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ - высшее
духовное учебное заведение в РПЦ, дающее высшее богословское образование
и готовящее высококвалифицированные кадры для Моск. Патриархии. К первым
высшим школам в России относилась Киево-Могилянская коллегия (осн. в 1631,
в 1701 переименована Петром I в академию) и Славяно-греко-лат. академия
в Москве (восходит к 1687, на ее базе возникла Киевская Д.А.). Возникшие
после издания Духовного Регламента в 1721 в СПб. и Казани Духовные семинарии
в 1797 были преобразованы в Д.А. После реформ 1808-14 в России функционировали
4 Д.А.: С.-Петерб., Моск., Киевская и Казанская, стоящие в заведовании
Св. Синода, отпускавшего средства на их содержание, и находившиеся под
попечением епархиальных архиереев. Правом поступления в Д.А. обладали лица,
закончившие: 1) Духовную Семинарию; 2) классич. гимназию; 3) высшее учебное
заведение (освобождались от проверочного экзамена); лучшие принимались
на казенный счет. В Д.А. преподавались богословские, филос., ист. и словесные
дисциплины, древние и новые яз. Д.А. издавали свои богосл. журналы. Программы,
к-во дисциплин и устав Д.А. изменялись в результате реформ 1867 - 69; 1884;
1910-11. Полный курс обучения в Д.А. длился 4 года, итогом чего служило
представляемое к защите «курсовое сочинение», удачная защита к-рого и раскрытие
темы давали выпускнику ученое звание канд. богословия. Им было предоставлено
также право присуждать ученые степени канд., магистра, д-ра богословия.
Первый проект устава Д.А. появился в 1814, когда Д.А. были подведомственны
комиссии дух. уч-щ. Устав подчеркивал необходимость обоснования богосл.
предметов на науч. данных. Д.А. были переданы в ведение Священного Синода.
В 1870 устав Д.А. был приближен к общеуниверситетскому, по к-рому расширялись
права академич. советов. В эпоху «контрреформ» 1880-х гг. устав Д.А. ужесточили
и пересмотрели (1884), над Д.А. было учреждено «начальственное попечение».
Проблема реорганизации Д.А. обсуждалась особым предсоборным присутствием,
готовившим мат-лы к созыву Чрезвычайного Поместного Собора РПЦ (1906),
однако реализованы эти проекты так и не были. Не осуществились также планы
увеличения кол-ва Д.А. После Окт. переворота в 1918 была закрыта Петрогр.
Д.А., а в кон. 1920 и все остальные. В 1920 - 23 в Пб. существовал Богословский
ин-т, а в 1925 - 28 - Высшие Богословские курсы. В 1944 в Москве открылся
Богословский ин-т, преобразованный в 1946 в Моск. Д.А. (с 1936 в Загорске,
ныне в Сергиевом Посаде). В 1946 была возрождена Ленингр. (с 1991 - С.-Петерб.)
Д.А. В 1990-е гг. были открыты Д.А. в Киеве, Минске, Кишиневе.
За рубежом высшими богосл.
дух. заведениями являются Сергиевский богосл. ин-т и Свято-Владимирская
дух. семинария. Обновленчество имело свои высшие учебные заведения: Моск.
Богословскую Академию (1923-35), Ленингр. Богословский ин-т (1924 - нач.
30-х гг.) и Высшую Богословскую Школу в Киеве (откр. в 1926). В наст. время
Д.А. имеет также Грузинская правосл. церковь.
В 1833 была образована Римско-католич.
Д.А. в Вильно (на основе Богословского ин-та Виленского ун-та, осн. в 1578),
в 1842 была переведена в СПб. (существовала до 1918). В 1802 был открыт
лютеранский богословский ф-т в Дерптском (с 1893 Юрьевском) ун-те. Существовал
до 1940, возрожден в 1991. Армяно-григор. церковь имеет свою Д.А. в Эчмиадзине
(закрывавшуюся в 1920-1940-х гг.).
В наст. время дух. (или богосл.)
академии имеют также униатская и др. церкви на терр. б. СССР.