ДУХОВЕНСТВО - служители
культа, совершающие религ., церк. обряды, проповедующие вероучение. В правосл.
и католич. церквях Д. делится на черное (монахи, к-рые только и могут занимать
высшие церк. должности, рукополагаться в епископский сан) и белое (немонашествующее).
В России Д. появилось одновр. с принятием христ-ва. Глава рус. церкви избирался
константинопольским патриархом. Епископы и архиепископы избирались собором
рус. архиереев при согласовании с князьями. В 1448 рус. церковь получила
самостоятельность, стала автокефальной. Митрополит стал избираться собором
рус. епископов при участии светской власти (князей). В 1589 собор учредил
патриаршество в России и присвоил главе рус. церкви титул патриарха Моск.
и всея Руси. Образованность Д. определила его участие в гос. и культ. жизни
России. В мон. было положено начало рус. летописанию. За счет земельных
пожалований, покупки земли и захвата «черных» земель архиерейские кафедры
и монастыри со временем стали крупными землевладельцами. С 17 в. установился
наследств. порядок занятия свободных священнич. мест и белое Д. постепенно
превратилось в замкнутое сословие. В 1721 было ликвидировано патриаршество,
управление церковью перешло Святейшему Синоду во главе с гос. чиновником
- обер-прокурором. В 1764 была произведена секуляризация церк. земель,
к-рые вместе с нас. (13,8% всех крестьян России) перешли в собственность
гос-ва. К нач. 20 в. церковь владела большим движимым и недвижимым имуществом.
В 1912 насчитывалось 110.5 тыс. чел. белого Д. и 91.5 тыс. чел. черного
Д. С 1917 рус. Д. стало подвергаться жесточайшим репрессиям. Атеистич.
идеология Сов. гос-ва заранее предопределяла возможности существования
Д. лишь как «терпимой» категории граждан. Лишь с началом Вел. Отеч. Войны
положение Д. в СССР улучшилось. Однако хрущевские гонения вновь заставили
Д. вспомнить 1920-1930-е гг. С началом реформ в сер. 1980-х гг. («перестройки»)
положение Д. стало меняться, а его представители начали принимать более
активное участие в культ. и политич. жизни СССР и России.