ДУХОВ ДЕНЬ - 50-й
день после Пасхи, или первый понедельник после Троицы. Д.Д. тесно связан
с предшествующей неделей, завершая или продолжая мн. обряды, начало к-рых
приурочено к Семику или Троице. Так, нередко именно в Д. Д. развивают венки,
топят троицкую березку. Продолжением ку-пальско-троицкой обрядности, основанной
на культе зеленеющей земли, можно считать концентрирующиеся вокруг Д.Д.
представления и обряды, связанные с образом русалки. В Смоленской губ.
считали, что русалки до Д.Д. живут в воде, а на Д.Д. выходят на берега,
в леса и рощи, в зеленую ниву. Поэтому, начиная с Д. Д. в течение всей
недели (называемой обычно русальной), опасно одному проезжать (проходить)
через засеянное рожью поле; в Д.Д. опасно купаться. В Д.Д. иногда справляли
«проводы русалки», что рассматривалось как окончательные проводы весны.
Полагали, что «с Духова дня не с одного неба, а и из-под земли тепло идет»,
т. е. настает настоящее лето: «Придет Свят Дух, будет на дворе, как на
печке». Под Д. Д. орловские крестьяне приносили дань полевику: пару яиц
и краденого старого безголового петуха. Существовало глубокое убеждение,
что в Д. Д. Земля - именинница, почему запрещалось рыть или копать землю
на протяжении суток. Верили, будто перед солнечным восходом на Д.Д. мать
сыра-земля открывает свои тайны и можно «наслушивать клады».