ДУХОБОРЫ или ДУХОБОРЦЫ - рус. христ. секта, одно из направлений дух. христиан, возникшее во 2-й
пол. 18 в. на Ю. России и Украины. Название Д. было дано этому движению
екатеринославским епископом Амвросием, считавшим их борцами против Святого
Духа. Д. вложили в него противоположный смысл и стали считаться «борцами
за дух». Впервые Д. появились в Воронеж. губ. в среде гос. крестьян во
главе с крестьянами С. Колесниковым и И. Побирохиным, затем распространились
в Астраханской, Пензенской, Саратовской и др. губерниях. Д. отвергали правосл.
церковь с ее храмами, иконами, пышностью богослужения и иерархией, считая
все это извращением веры. Бог понимается Д. как пребывающая в мире «премудрость»,
«благо» и «любовь». Христос для Д. - простой человек, в к-ром воплотился
божеств. разум. Библии Д. противопоставляли «Внутренние откровения». Святой
книгой для них является т. н. «Животная книга» - собрание псалмов, соч.
самими Д. и распространяющаяся в устной форме, т. к. «писаное слово мертво».
Считали, что «живая икона - это человек», верили в бессмертие души, но
отвергали ад и рай. Богослужебные собрания происходили в доме или в поле,
во время их читались псалмы. Из обрядов Д. соблюдают свадебный и похоронный.
Согласно ранним представлениям Д. люди наделены богом равенством и свободой;
известны попытки Д. осуществить на практике обожествление имущества и отказ
от института власти. При этом рук. Д. обладали неограниченной дух. и мирской
властью и передавали ее по наследству. В царствование Александра I Д. были
насильственно переселены в Таврическую губ. (р. Молочная), где они очень
хорошо устроились, организовались и стали экономич. процветать, при этом
стремясь осуществить на практике принцип общности имущества. Преследования
Д. усилились при Николае I, они были выселены в Закавказье и жили там на
положении ссыльных. В ответ на преследование пр-ва Д. высказали желание
эмигрировать из России. В их поддержку организовалось широкое обществ.
движение, в к-ром принял участие Л.Н. Толстой. В 1898 пр-во согласилось
на переселение Д. за границу, и значит. их ч. (7,5 тыс. чел.) эмигрировала
в Канаду. После Окт. рев-ции 1917 произошел распад общины. Небольшие группы
Д. на Сев. Кавказе, в Рост., Тамбов., Оренбург. обл., Грузии, Азербайджане,
на Д. Востоке, в Ср. Азии превратились в своеобразные этнич. группы со
своими обычаями, фольклором и традициями.