РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ДУХОБОРЫ или ДУХОБОРЦЫ

ДУХОБОРЫ или ДУХОБОРЦЫ

ДУХОБОРЫ или ДУХОБОРЦЫ ДУХОБОРЫ или ДУХОБОРЦЫ - рус. христ. секта, одно из направлений дух. христиан, возникшее во 2-й пол. 18 в. на Ю. России и Украины. Название Д. было дано этому движению екатеринославским епископом Амвросием, считавшим их борцами против Святого Духа. Д. вложили в него противоположный смысл и стали считаться «борцами за дух». Впервые Д. появились в Воронеж. губ. в среде гос. крестьян во главе с крестьянами С. Колесниковым и И. Побирохиным, затем распространились в Астраханской, Пензенской, Саратовской и др. губерниях. Д. отвергали правосл. церковь с ее храмами, иконами, пышностью богослужения и иерархией, считая все это извращением веры. Бог понимается Д. как пребывающая в мире «премудрость», «благо» и «любовь». Христос для Д. - простой человек, в к-ром воплотился божеств. разум. Библии Д. противопоставляли «Внутренние откровения». Святой книгой для них является т. н. «Животная книга» - собрание псалмов, соч. самими Д. и распространяющаяся в устной форме, т. к. «писаное слово мертво». Считали, что «живая икона - это человек», верили в бессмертие души, но отвергали ад и рай. Богослужебные собрания происходили в доме или в поле, во время их читались псалмы. Из обрядов Д. соблюдают свадебный и похоронный. Согласно ранним представлениям Д. люди наделены богом равенством и свободой; известны попытки Д. осуществить на практике обожествление имущества и отказ от института власти. При этом рук. Д. обладали неограниченной дух. и мирской властью и передавали ее по наследству. В царствование Александра I Д. были насильственно переселены в Таврическую губ. (р. Молочная), где они очень хорошо устроились, организовались и стали экономич. процветать, при этом стремясь осуществить на практике принцип общности имущества. Преследования Д. усилились при Николае I, они были выселены в Закавказье и жили там на положении ссыльных. В ответ на преследование пр-ва Д. высказали желание эмигрировать из России. В их поддержку организовалось широкое обществ. движение, в к-ром принял участие Л.Н. Толстой. В 1898 пр-во согласилось на переселение Д. за границу, и значит. их ч. (7,5 тыс. чел.) эмигрировала в Канаду. После Окт. рев-ции 1917 произошел распад общины. Небольшие группы Д. на Сев. Кавказе, в Рост., Тамбов., Оренбург. обл., Грузии, Азербайджане, на Д. Востоке, в Ср. Азии превратились в своеобразные этнич. группы со своими обычаями, фольклором и традициями.