ДУЭТ (от итал. duetto,
от лат. duo - два) - 1) Наиб. распространенный вид вокального, в первую
очередь оперного ансамбля. В опере 18- 19 вв. сложились устойчивые формы
Д., а также тематические и фактурные клише, с помощью к-рых воплощались
эмоциональные характеристики типовых драматургических ситуаций. Гл. типами
были «Д.-диалог» (напр., Д. Виолетты и Жермона из «Травиаты» Верди) и «Д.
согласия» (напр., Д. Лизы и Полины из «Пиковой дамы» Чайковского). Обладая
относительной автономностью, Д. легко вычленялся из общей структуры оперы
и мог исполняться отдельно в качестве концертного номера. С развитием оперной
драматургии эволюционировал и Д., превращаясь из закругленного номера в
развернутую драматическую сцену (например, заключительная сцена оперы «Евгений
Онегин»). Расцвет камерного Д. приходится на 19 в. (Шумана, Брамса, в России
- Глинки, Чайковского). Камерные Д. часто предназначались для любительского
музицирования. Д. - типичный ансамбль в кантате (например, у И.С. Баха)
и в оперетте;
2) Изредка встречающееся
название пьесы для двух исполнителей-инструменталистов с партиями равной
трудности и значимости (например, Концертный Д. Стравинского для скрипки
и фортепиано). Название Д. иногда носили и трио-сонаты в 18 в. (не включался
в счет голосов генерал-бас);
3) Творческий союз двух исполнителей
(напр., фортепианный Д., актерский Д., танцевальный Д.);
4) Редко встречающееся назв.
полифонической пьесы с равнозначными двумя партиями-голосами (напр., 4
Д. в «Упражнении для клавира» И.С. Баха).