РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
С 1847 Д. стал участником кружка петрашевцев, на одном из собраний читал письмо Белинского к Н.В. Гоголю. В апр. 1849 вместе с др. чл. кружка был арестован и приговорен к смертной казни. 22 дек. 1849 после инсценировки расстрела на Семеновском плацу в Пб. казнь была заменена четырьмя годами каторги, к-рую Д. отбывал в Омском остроге (1850 - 54), и дальнейшей службой в армии (1854 - 59). В кон. 1859 Д. приехал в Пб. и вернулся к лит. деят-ности. Опубл. пов. «Дядюшкин сон» (1859) и «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), осн. на впечатлениях от сурового режима каторжных работ, «Записки из Мертвого Дома»(1860-62), роман «Униженные и оскорбленные» (1861), пов. «Записки из подполья» (1864). По определению самого писателя на каторге он пережил «перерождение убеждений». Д. разочаровался в социально-утопич. теориях, имеющих, с его точки зрения, наносный, «западнич.» характер, и пришел к мысли о глубинной противоречивости, иррациональности человеч. природы, сдерживающее начало для к-рой можно найти лишь в религ. вере. Вжурн. «Время» (1861-63) и «Эпоха» (1864 - 65), издаваемых вместе с бр. Михаилом, Д. развивает философию почвенничества, призывая к духовному сближению интеллигенции и крест-ва на основе принятия ею нар. ценностей и верований.
Ф.М. Достоевский
С сер. 1860-х гг. создается своеобразный цикл романов, «пятикнижие Д.», объединенный не сквозными героями, а кругом поставленных проблем и худож. принципов («Преступление и наказание», 1866; «Идиот», 1868; «Бесы», 1871-72; «Подросток», 1875; «Братья Карамазовы», 1879 - 80). В них Д. соединяет интерес к повседневности, зачастую в исключит., криминальных проявлениях, и предельное обобщение, выявление глубинных тенденций современности (Д. наз. свой метод «фантастич. реализмом», «реализмом в высшем смысле»). Жанр романов Д. определялся как «филос. роман» (М.М. Бахтин). Большинство персонажей романов - идеологи, обладающие необычайной самостоятельностью, независимостью от авторской воли, исповедующие и испытывающие на себе ту или иную филос. или идеологич. систему. Сюжет романов строится как «большой диалог», столкновение и испытание на прочность этих идей. В «пятикнижии» Д. постоянно обращается к проблемам «крови по совести» во имя всеобщего блага, возможности существования в мире «положительно прекрасного чел.», опасности левого экстремизма, феноменологии духа, отринувшего веру в Бога, соотношения рационального и иррационального в человеч. жизни, рус. и зап. менталитетов, представленным в эстетич. ракурсе, в структуре нового типа романа. В последние годы жизни мн. из этих проблем Д. ставит прямо, в своеобразном публицистич. журн. цикле «Дневник писателя» (1873 - 81). Произнесенная в июне 1880 на пушкинском празднике в Москве речь о Пушкине и смерть Д. вызвали большой резонанс в рус. об-ве, но его худож. творчество не было адекватно воспринято современниками. Интерес к Д. возрождается на рубеже 19 и 20 вв., когда писатель объявляется «ясновидцем духа» (Д.С. Мережковский), «величайшим русским метафизиком», к-рый «сделал великие открытия о человеке» (Н.А. Бердяев) и т. д. В 20 в. Д. становится одной из самых авторитетных фигур в мировой культуре, оказывающей громадное влияние на лит-ру, философию, обществ. мысль в целом.