ДОСЛОВЕСНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ
РЕЧИ - нач. этап речевого онтогенеза, продолжается от рожд. ребенка
примерно до двух лет. Д.П. рассматривается как подготовит. этап для дальнейшего
овладевания ребенком активной словесной речи. Существует неск. теорий становления
речевой функции (теория имитации, врожденной способности, когнитивная теория),
однако ни одной из этих теорий нельзя отдать безусловного предпочтения.
В процессе развития речи ребенок овладевает сложной многоуровневой системой
родного яз. Установление контактов с окружающим миром начинается с самого
рожд. ребенка (этап младенческих криков). Ребенок довольно скоро начинает
улавливать связь между своим криком и реакцией на него окружающего мира.
Кроме того, в этот период отрабатывается умение соотносить звуки с ощущениями
от движений артикуляционного аппарата. На этапе гуления (с 2 - 3 до 5 -
7 месяцев) ребенок может произносить звуки, свойственные не только его
родному яз., но любому яз. мира, однако уже на этом этапе возникают интонационные
контуры, специфич. именно для его родного яз. На этапе лепетной речи (с
5-7 мес. до 1,5 лет), когда дети пытаются повторить то, что им говорят
взрослые, складывается слоговая структура, вариативность порождаемых звуков
резко снижается (т. е. ребенок порождает в основном звуки, свойственные
его родному языку). Глухонемые дети проходят стадию гуления и нач. стадию
лепета, дальнейшего развития речевой деят-ности у них не происходит, т.к.
при отсутствии слухового восприятия нет попыток имитации взрослой речи.
На нач. этапе лепетная речь представляет собой нек-рую последовательность
квазислогов без внутренней структуры. Постепенно по мере развития артикул,
аппарата и дифференциации артикул. движений доминирующей структурой становится
открытый слог, причем характерно повторение одного и того же слога. В последней
стадии лепета («мелодический лепет») ребенок, пользуясь открытыми слогами,
начинает обозначать ими объекты внешнего мира. Примерно с 12 мес. наступает
период голофрастической речи - ребенок порождает однословные монорематич.
фразы. В период от 1,5 до 2 лет происходит развитие синтаксиса от однословных
высказываний к двусловным фразам с выраженным словесным предикатом. Ребенок
уже не просто обозначает ситуацию, но вычленяет в ней 2 части, связывая
их между собой. Кроме конструкций, заимствованных из яз. взрослых, дети
могут создавать «свою» грамматику, т. е. такие конструкции, какие они не
слышат от взрослых (напр., «дядя вода», что значит «дядя промок, дядя мокрый»).
В двусловных предложениях сначала отсутствуют грамматич. показатели, редко
используются местоимения. Эти периоды представляют собой переход от довербальных
средств общения к вербальным. Одним из осн. вопросов, встающих перед иссл.
Д.П. является вопрос о соотношении развития сенсомоторного интеллекта ребенка
и формирования речевых навыков. Считается, что интеллект и речь развиваются
по определенным врожденным независимым программам, оказывая в то же время
значительное влияние друг на друга.
Лит.: Выготский Л.
С. Раннее детство. М., 1984; Становление речи и усвоение яз. ребенком.
М., 1985; Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов,
1986.