ДОЛЯ - сложный комплекс
представлений у вост. славян о некоей таинств. независимой силе, предопределяющей
и направляющей жизнь человека, его поступки, успех или неуспех, благополучие
либо несчастье. Д. имеетнеск. осн. значений: 1) Д. нейтральна, не несет
положит. или отрицат. (по отношению к чел.) начала (ср. пословицу: «Такова
доля, что Божья воля»), совпадает с понятиями Судьбы, Участи, Жребия и
получает конкретную направленность в таких сочетаниях, как «Добрая Доля»,
«Счастливая Доля», «Злая Доля» и т. д. 2) Д. выступает оппозиционно к Недоле,
т. е. предполагает значение Счастья, Удачи. В былинах встречается «талан-доля»
- врожденное качество, к-рым наделены идеальные герои в противоположность
«бессчастному» богатырю (ср. у И. Никитина: «Не далось мне таланта и доли»;
ср. пословицу: «Хорошо тому, чья доля не спит»; выражение: «Доля золотниками,
Недоля пудами»). 3) Д. - горестная Судьба, от к-рой невозможно уйти. У
А.Н. Островского героиня жалуется: «Должна я покориться, такая наша доля
девичья»; ср. у Н.А. Некрасова: «Русская долюшка женская! Вряд ли труднее
сыскать».
О Д. в науке существуют разные
точки зрения. Ак. Н. Веселовский видел истоки образов Д., Горя и др. в
культе предков, а формирование их связывал с появлением веры в личную судьбу.
А. Потебня выводил Д. из зооморфного мифологич. мира. По данным рус. и
особенно укр. и южнослав. фольклора Д. может выступать как в форме олицетворения,
так и в образе демонич. существа.