РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ДОЛЯ

ДОЛЯ

ДОЛЯ ДОЛЯ - сложный комплекс представлений у вост. славян о некоей таинств. независимой силе, предопределяющей и направляющей жизнь человека, его поступки, успех или неуспех, благополучие либо несчастье. Д. имеетнеск. осн. значений: 1) Д. нейтральна, не несет положит. или отрицат. (по отношению к чел.) начала (ср. пословицу: «Такова доля, что Божья воля»), совпадает с понятиями Судьбы, Участи, Жребия и получает конкретную направленность в таких сочетаниях, как «Добрая Доля», «Счастливая Доля», «Злая Доля» и т. д. 2) Д. выступает оппозиционно к Недоле, т. е. предполагает значение Счастья, Удачи. В былинах встречается «талан-доля» - врожденное качество, к-рым наделены идеальные герои в противоположность «бессчастному» богатырю (ср. у И. Никитина: «Не далось мне таланта и доли»; ср. пословицу: «Хорошо тому, чья доля не спит»; выражение: «Доля золотниками, Недоля пудами»). 3) Д. - горестная Судьба, от к-рой невозможно уйти. У А.Н. Островского героиня жалуется: «Должна я покориться, такая наша доля девичья»; ср. у Н.А. Некрасова: «Русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать».

О Д. в науке существуют разные точки зрения. Ак. Н. Веселовский видел истоки образов Д., Горя и др. в культе предков, а формирование их связывал с появлением веры в личную судьбу. А. Потебня выводил Д. из зооморфного мифологич. мира. По данным рус. и особенно укр. и южнослав. фольклора Д. может выступать как в форме олицетворения, так и в образе демонич. существа.