РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ДОЛЬНИК, паузник

ДОЛЬНИК, паузник

ДОЛЬНИК, паузник ДОЛЬНИК, паузник неклассич. стих. размер, являющийся переходной формой между силлаботонич. и тонич. стихосложением. Длина стиха в Д. измеряется не числом стоп, а числом сильных мест (иктов), кол-во безударных слогов между ними колеблется в диапазоне от 1 до 2 слогов, анакруза - от 0 до 2 слогов (схема Д.: 0/2-1/ 2-1/2-...). Разл. сочетания односложных и двусложных интервалов образуют ритмич. вариации Д. Самые употребит. из дольниковых размеров - 3-иктный и 4-иктный с постоян. или перемен. анакрузой и их чередование; распространение также получили 2- и 6-иктные (рус. гекзаметр) размеры. Среди 3-иктных Д. выделяют 3 осн. разновидности: «есенинский тип», «гумилевский тип» и «цветаевский тип» (по именам поэтов, у к-рых они получили отчетливое выражение). В рус. поэтич. практике Д. появляются в кон. 18 - нач. 19 вв. как эксперименты с силлабо-тоникой (Г. Державин: «Снегирь», «Весна», «Лето», «Радуга» и др.), а также имитации нар. и антич. стиха (Ю. Нелединский-Мелецкий, «Ох, тошно мне»; А. Дельвиг, «Только узнал я тебя»). Как самостоят. размер начинает осваиваться в эпоху романтизма, гл. обр. в пер. и подражаниях герм. и англ. тонике (А. Бестужев-Марлинский, А. Одоевский, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Григорьев, позднее - Я. Полонский, А. Фет). Лишь в нач. 20 в. у символистов он становится равноправным метром рус. поэзии и самым употребит. из неклассич. размеров. Утверждение дольниковых размеров связано с творчеством А. Блока (3-иктный Д.) и А. Ахматовой (4-иктный Д.). В этот период впервые появляется вольный Д., т. е. стих с произвольной последовательностью дольниковых строк разл. длины - 2-, 3-, 4-, 5-иктных (А. Блок, «Пузыри земли»; А. Белый, «Мертвец»; В. Хлебников, «Труба Гульмуллы»), Д. в совр. поэзии - у Р. Рождественского, В. Сосноры и мн. др. Пример Д. (3-иктного, А. Блок): Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. <...>