ДОЛЬНИК, паузник неклассич.
стих. размер, являющийся переходной формой между силлаботонич. и тонич.
стихосложением. Длина стиха в Д. измеряется не числом стоп, а числом сильных
мест (иктов), кол-во безударных слогов между ними колеблется в диапазоне
от 1 до 2 слогов, анакруза - от 0 до 2 слогов (схема Д.: 0/2-1/ 2-1/2-...).
Разл. сочетания односложных и двусложных интервалов образуют ритмич. вариации
Д. Самые употребит. из дольниковых размеров - 3-иктный и 4-иктный с постоян.
или перемен. анакрузой и их чередование; распространение также получили
2- и 6-иктные (рус. гекзаметр) размеры. Среди 3-иктных Д. выделяют 3 осн.
разновидности: «есенинский тип», «гумилевский тип» и «цветаевский тип»
(по именам поэтов, у к-рых они получили отчетливое выражение). В рус. поэтич.
практике Д. появляются в кон. 18 - нач. 19 вв. как эксперименты с силлабо-тоникой
(Г. Державин: «Снегирь», «Весна», «Лето», «Радуга» и др.), а также имитации
нар. и антич. стиха (Ю. Нелединский-Мелецкий, «Ох, тошно мне»; А. Дельвиг,
«Только узнал я тебя»). Как самостоят. размер начинает осваиваться в эпоху
романтизма, гл. обр. в пер. и подражаниях герм. и англ. тонике (А. Бестужев-Марлинский,
А. Одоевский, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Григорьев, позднее - Я. Полонский,
А. Фет). Лишь в нач. 20 в. у символистов он становится равноправным метром
рус. поэзии и самым употребит. из неклассич. размеров. Утверждение дольниковых
размеров связано с творчеством А. Блока (3-иктный Д.) и А. Ахматовой (4-иктный
Д.). В этот период впервые появляется вольный Д., т. е. стих с произвольной
последовательностью дольниковых строк разл. длины - 2-, 3-, 4-, 5-иктных
(А. Блок, «Пузыри земли»; А. Белый, «Мертвец»; В. Хлебников, «Труба Гульмуллы»),
Д. в совр. поэзии - у Р. Рождественского, В. Сосноры и мн. др. Пример Д.
(3-иктного, А. Блок): Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом
краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. <...>