РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ДОГМАТ

ДОГМАТ

ДОГМАТ ДОГМАТ (греч. - мнение, от - думать, полагать, верить) - основное положение вероучения или положение, принимаемое за непреложную истину; то же, что догма. Первонач. значение слова Д. («то, что кажется хорошим») классич. авторы использовали как термин, обозначающий истинность, неоспоримость: 1) отд. принципов филос. школ; 2) законов властей. Во втором значении слово Д. используется в Ветхом и Новом Заветах для обозначения царских указов (Дан. 2, 13; 3, 10; Лк. 2, 1), распоряжений религ. характера (2 Мак. 10, 18; 15, 30), Закона заповедей Моисея (Ефес. 2, 15; Кол. 2, 14), постановления Иерусалим, собора (Деян. 16,4).

Отцы и Учителя Церкви используют слово Д. в его первом значении. В отличие от филос. учений в христ. Д. в первые три века называлось почти все, что было связано с верой и практикой христ. жизни. Начиная со св. Василия Вел.икого и Иоанна Златоуста (4 в.) устанавливается значение Д. как отд. вероучительной истины, конкретного положения в целостной системе вероучения, как истины, относящейся к существу религии, явленной в Божеств. Откровении и определенной Ц. Таковы, напр., Д. о Боге, едином по существу и троичном в лицах, о двух природах в одном лице Богочеловека, об иконопочитании. В правосл. богословии Д. - понятие со строго опред. содержанием, выработанное и вошедшее в церк. сознание постепенно и имеющее осн. существ. признаки: теологичность - по содержанию догматич. истин, откровенность - по источнику познания, церковность - по способу сохранения и определения, обязательность - по отн. к сознанию отд. верующего. По существу, Д., т. е. безусловно обязательных и строго опред. вероучительных положений, в Православии не так много: практически это вероучительные положения Вселен. соборов. От них следует отличать не безусловно обязательные, но вполне вероучительные положения, укорененные в Священном Предании, сформулированные Отцами Церкви - «теологумены», и тем более - частные богословские мнения.