РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Отцы и Учителя Церкви используют слово Д. в его первом значении. В отличие от филос. учений в христ. Д. в первые три века называлось почти все, что было связано с верой и практикой христ. жизни. Начиная со св. Василия Вел.икого и Иоанна Златоуста (4 в.) устанавливается значение Д. как отд. вероучительной истины, конкретного положения в целостной системе вероучения, как истины, относящейся к существу религии, явленной в Божеств. Откровении и определенной Ц. Таковы, напр., Д. о Боге, едином по существу и троичном в лицах, о двух природах в одном лице Богочеловека, об иконопочитании. В правосл. богословии Д. - понятие со строго опред. содержанием, выработанное и вошедшее в церк. сознание постепенно и имеющее осн. существ. признаки: теологичность - по содержанию догматич. истин, откровенность - по источнику познания, церковность - по способу сохранения и определения, обязательность - по отн. к сознанию отд. верующего. По существу, Д., т. е. безусловно обязательных и строго опред. вероучительных положений, в Православии не так много: практически это вероучительные положения Вселен. соборов. От них следует отличать не безусловно обязательные, но вполне вероучительные положения, укорененные в Священном Предании, сформулированные Отцами Церкви - «теологумены», и тем более - частные богословские мнения.