ДОБРОВСКИЙ Йозеф ( 1753-1829)
основоположник славистики, ученый-энциклопедист, крупнейший деятель чешского
нац. возрождения, чл. Рос. академии (1820). В центре науч. интересов Д.
были история и филология, занимался он философией, археологией и этнографией,
нумизматикой, палеографией, математикой. Его иссл. отличались острым критицизмом,
его принципом было «ничего не принимать на веру и всегда идти к первоисточнику».
Д. доказал, что почитавшиеся как святыня «Пражские отрывки Евангелия Святого
Марка» написаны лишь в 6 веке н. э. (1778), а когда были открыты «древние»
чешские рукописи, Краледворская и Зеленогорская, Д. единств. высказал сомнения
в их подлинности. В своих ист. трудах Д. предпринял попытку «очищения др.
чешской истории от позднейших вымыслов». Большое значение для славистических
иссл. Д. имела его поездка в Россию, где он изучал древние слав. рукописи
(1792-93). Д. был один из немногих, кто видел оригинал «Слова о полку Игореве»,
о чем свидетельствуют его обширные выписки. Свои «Лит. известия о путешествии
в Швецию и Россию» Д. сопроводил «Сравнением рус. и чеш. языков» (1796),
заложив основы сравнит. изучения слав. языков. Любовь к России и др. славянам
Д. прививал и своим ученикам по слав. семинарию, к-рый он вел в 1810 -
20-х гг., в пору особенно интенсивных занятий славистикой, привлекая для
сотрудничества в науч. сб-ках «Славин» (1806) и «Славянка» (1814 - 15)
мн. слав. ученых. Д. интересовала вся совокупность представлений о славянах:
их языки, лит-ра, история, этнография и другое. В 1813 Д. опубл. «Введение
в общую этимологию слав. яз.», а в 1822 свой гл. труд «Основы старослав.
яз.» (на лат. яз., 700 страниц), благодаря к-рому он стал признанным «патриархом
славистики».
Лит.: Мыльников А.
С. Йозеф Добровский. Творческое наследие и личность // Slavia. 1979. №
2, 3. С. 151-158; Кобец М., Моисеева Г. Н. Йозеф Добровский и Россия. Л.,
1990.