РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Традиционный Д., развивавшийся в 1-ю пол. 20 в., включает новоорлеанский и чикагский стили, представленные небольшими ансамблями (5 - 8 исполнителей) и опирающимися на коллективную (в меньшей мере сольную) импровизацию, а также суинг, связанный с деят-ностью больших (в осн. танцевальных) оркестров (биг-бэндов). Наиб. яркие солисты раннего джаза - трубачи Дж. Оливер, Л. Армстронг, кларнетист С. Беше, тромбонист К. Ори, пианисты Э. Хайнз, Ф. Уоллер. Самые знаменитые биг-бэнды создали Д. Эллингтон, К. Бэйси, Б. Гудмен, Т. Дорси, Г. Миллер.
Традиционный Д. оказал сильное воздействие на всю бытовую, развлекательную музыку США и стран Зап. Европы, способствовал рождению симфоджаза и других видов эстрадной музыки. Интонац. и ритмич. обороты джаза использовали многие композиторы, в т. ч. К. Дебюсси, М. Равель, Д. Гершвин, Л. Бернстайн, И. Стравинский, Д. Шостакович и др.
С сер. 40-х гг. формируется совр. Д. (бибоп, кул, хард-боп, прогрессив), опирающийся на сложный и виртуозный язык музыкантов-импровизаторов: Ч. Паркер и Д. Колтрейн (саксофоны), Д. Гиллеспи и М. Дэвис (труба), О. Питерсон, Б. Эванс (фп.) и мн. др. Совр. Д. не стал замкнутым музык. явлением. В результате его взаимодействия с модными танцевальными ритмами и муз. фольклором возникли такие направления, как рок-н-ролл, босса-нова, соул, джаз-рок, фьюжн. Универсальность ведущих джазовых музыкантов и композиторов привела к возникновению т. н. «третьего» течения (соединению симфонич. и джазовой музыки). С сер. 60-х гг. под влиянием музыки авангарда возник интерес к свободному Д. (фри-джаз).
Становление европейского и российского Д. в 20-е и 30-е гг. связано с популярностью танцевальной музыки, исполняемой симфоджазами и биг-бэндами. В России в числе первых джазовых музыкантов были поэт и переводчик В. Парнах («Эксцентрический джаз-банд», 1922), пианист А. Цфасман («АМА-джаз», 1928). Д. в России развивался вместе с иск-вом мюзик-холла, звукового кино и долгое время опирался на массовые песни. С Д. сотрудничали И. Дунаевский, М. Блантер, Н. Богословский, талантливые аранжировщики Н. Минх, А. Варламов, Л. Дидерихс и др.
В кон. 50-х гг. Д. стал проф. концертным иск-вом. На Всесоюзной сцене выступали десятки биг-бэндов, представлявшие наряду с эстрадными программами инструментальный джаз. Среди них оркестры О. Лундстрема, В. Людвиковского, Ю. Саульского, И. Вайнштейна, «РЭО» (Латвия), «РЭРО» (Грузия) и др. Первыми выдающимися солистами-импровизаторами стали Г. Гаранян, Г. Гольштейн, А. Зубов (саксофоны), К. Носов, А. Товмасян, К.И. Бахолдин (тромбон), И. Бри ль, Б. Рычков (фп.), Н. Громин, А. Кузнецов (гитара), иск-во к-рых было высоко оценено на первых российских джазовых фестивалях.
В 70-е гг. российский Д. утвердился на филармонической сцене. В нем представлены как традиц. стили («Ленинградский диксиленд», свинг-оркестры О. Лундстрема, А. Кролла, В. Толкачева, ансамбль Д. Голощекина), так и совр. направления («Аллегро» Н.Я. Левиновского, «Арсенал» А.С. Козлова, «Каданс» Г. Лукьянова, трио В. Ганелина, «Архангельск» В.П. Резницкого). В настоящее время большое число российских джазовых виртуозов включается в концертно-фестивальную жизнь Европы и Америки, в т. ч. пианисты А. Шилкопер, саксофонисты И. Бутман, А. Осейчук, трубачи А. Сипягин, В. Пономарев и др.
Развитию и пропаганде Д. способствовали джаз-клубы (первый был создан в Ленинграде в 1958), гастроли виднейших представителей американского джаза (Э. Хайнза, Д. Эллингтона, Т. Джонса, Д. Брубека и др.) и активность джазовых публицистов (А. Батавшев, Арк. Петров, В. Фейертаг, Л. Переверзев, А. Медведев и др.).
Лит.: Конен В. Д. Пути американской музыки: Очерки по истории муз. культуры США. 2-е изд., доп. М., 1965; Чугунов Ю. Н. Гармония в джазе. М., 1976; Бриль И. М. Практический курс джазовой импровизации. М., 1979; Овчинников Е. В. Архаический джаз. М., 1986; Сов. джаз: Проблемы. События. Мастера. М., 1987.