РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ДИССОНАНС и КОНСОНАНС

ДИССОНАНС и КОНСОНАНС

ДИССОНАНС и КОНСОНАНС ДИССОНАНС и КОНСОНАНС (лат. dissonantia - нестройное звучание; лат. consonantia - созвучие, стройное звучание).

1. Д. - резкое, раздражающее муз. звучание, создающее ощущение беспокойства, разлада. В этом смысле выступает как синоним термина «дисгармония». К. же, напротив, - звучание, создающее ощущение покоя, согласия и в этом смысле выступает как синоним термина «благозвучие», гармония.

2. В теории музыки и в учении о гармонии проблема соотношения Д. и К. - одна из центральных. Категориальная оппозиция «Д. - К.» определяет два противоположных качества созвучий. Созвучие-Д. - сочетание звуков, вызывающее ощущение несогласованности, неравновесия, неустойчивости; оно содержит в себе стремление к последующему движению, целью к-рого является К. Созвучие-К. - сочетание звуков, вызывающее ощущение согласованности, благозвучия, равновесия, устойчивости.

Различие Д. и К. проводится по двум направл.: математич. (акустич.), связанному с исследованием натурального звукоряда, и психологич. В акустич. смысле натуральный звукоряд является шкалой постепенного перехода от совершенных К. ко все более резким Д. Психологич. представления о Д. и К. оказались историч. изменчивы: поначалу акустич. и психологич. представления совпадали, а затем стали постепенно дифференцироваться, обнаруживая тенденцию последоват. включения все большего числа созвучий из сферы Д. в сферу К. Каждая стилевая эпоха, продвигаясь по шкале натурального звукоряда все далее, устанавливает свои нормы и законы, регулирующие отношения Д. и К. Так, в муз. теории 13 в. терции и сексты причислялись к разряду Д., для современного же слуха они таковыми давно не являются и воспринимаются как К. Коренным образом меняется отношение к Д. в 20 в. - эволюция муз. закономерностей проходит под эгидой «эмансипации» Д.