ДИРИЖЁР (ДИРИЖИРОВАНИЕ) (от франц.
diriger - управлять, руководить) - музыкант, управляющий коллективом при
разучивании и исполнении муз. произведения с помощью движения рук. С появлением
форм коллективного музицирования потребовался руководитель, способный организовать
и руководить совместным исполнением музыки. Управление ансамблем приобретало
разные формы, но главной стала темно-ритмическая организация исполнения.
В 16-17 вв. получила распространение система шумного дирижирования, устанавливающая
темп при помощи ударов баттуты (палки, трости). С проникновением в оркестр
клавесина (органа) как исполнителя партии генерал-баса, в известной степени
объединяющего фактуру других партий, разучивание произв. вошло в обязанности
клавириста (клавир). Он становится руководителем коллектива (капеллы) -
капельмейстером. Темп устанавливался посредством ритмически определенного
исполнения аккордов генерал-баса и сопутствующих движений головы или свободной
руки. В ситуации концерта такой способ не всегда себя оправдывал, поэтому
возник второй руководитель - скрипач (отсюда название концертмейстер),
к-рый мог играть стоя, был лучше виден, мог прекращать игру (поскольку
в оркестре было неск. скрипачей), а движением смычка или постукиванием
ему было легче навести порядок в игре ансамбля. Подобным образом осуществлялось
руководство исполнением опер. Система двойного дирижирования существовала
пока клавесин оставался в оркестре. С его исчезновением и с увеличением
состава оркестра, усложнением оркестровой фактуры и ритмики, а также по
мере распространения романтической свободы трактовки темпа, руководство
оркестром с помощью концертмейстера оказалось неэффективным. Примерно ко
2-й четв. 19 в. возник новый тип Д.-музыканта, полностью освобожденного
от игры на инструменте, к-рый пластическими движениями рук с палочкой осуществлял
руководство совместным исполнением. В наше время Д. пользуется пластическими
движениями, имитирующими общепонятные бытовые жесты (подбрасывание и падение,
тянущиеся и отрывистые движения разной интенсивности, удары, поглаживание,
колебание и т. п.). Это облегчает совместную игру или пение, показывает
характер исполнения, а условные направления движений рисуют метрику такта.
Но тактирование - только первоначальная задача; более важной является осуществление
образного и волевого воздействия на исполнителей, выразительными движениями
рук, головы, взглядом заставляющими их играть согласно замыслу дирижера,
передающего оркестру (хору) свое понимание произв., свое соотношение темпов
или кульминаций, свое индивидуальное образное видение - интерпретацию произв.
Первоначально (в 19 в.) Д.
обычно являлись композиторы, к-рые играли в концертах не только свои сочинения,
но и произв. др. авторов. Однако далеко не все из них были способны выполнять
разнообразные задачи, стоящие перед дирижером. Композиторское Д. дожило
до 20 в. Среди Д.-композиторов - Рубинштейн, Чайковский, Глазунов, Рахманинов,
Стравинский, Хачатурян и др.
Совр. понимание задач Д.
и взгляд на иск-во, как на самостоятельную профессию, пришло не сразу.
Обучение Д. как отд. муз. специальности началось в России только в 20-х
гг. 20 в. Имея многие общие черты, оно сейчас разделено по родам коллективов:
Д. симфонического оркестра и оперы, Д. хора, Д. духового оркестра, Д. оркестра
нар. инструментов и т. д.
Лит.: Глинский М.
Очерки по истории дирижерского иск-ва // Муз. современник. 1916. № 3; Тимофеев
Ю. Руководство для начинающего дирижера. М., 1932; Багриновский М. М. Дирижерская
техника рук. М., 1947; Птица К. Б. Очерки по технике дирижирования хором.
М.; Л., 1948; Каперштейн М. М. Вопросы дирижирования. М., 1965; Пазовский
А. М. Записки дирижера. М., 1966; Кондрашин К. П. О дирижерском иск-ве.
Л.; М., 1970; Иванов-Радкевич А. П. О воспитании дирижера. М., 1973; Мусин
И. А. О воспитании дирижера: Очерки. Л., 1987; Его же. Техника дирижирования.
СПб., 1995.