РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ДИРИЖЁР (ДИРИЖИРОВАНИЕ)

ДИРИЖЁР (ДИРИЖИРОВАНИЕ)

ДИРИЖЁР (ДИРИЖИРОВАНИЕ) ДИРИЖЁР (ДИРИЖИРОВАНИЕ) (от франц. diriger - управлять, руководить) - музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении муз. произведения с помощью движения рук. С появлением форм коллективного музицирования потребовался руководитель, способный организовать и руководить совместным исполнением музыки. Управление ансамблем приобретало разные формы, но главной стала темно-ритмическая организация исполнения. В 16-17 вв. получила распространение система шумного дирижирования, устанавливающая темп при помощи ударов баттуты (палки, трости). С проникновением в оркестр клавесина (органа) как исполнителя партии генерал-баса, в известной степени объединяющего фактуру других партий, разучивание произв. вошло в обязанности клавириста (клавир). Он становится руководителем коллектива (капеллы) - капельмейстером. Темп устанавливался посредством ритмически определенного исполнения аккордов генерал-баса и сопутствующих движений головы или свободной руки. В ситуации концерта такой способ не всегда себя оправдывал, поэтому возник второй руководитель - скрипач (отсюда название концертмейстер), к-рый мог играть стоя, был лучше виден, мог прекращать игру (поскольку в оркестре было неск. скрипачей), а движением смычка или постукиванием ему было легче навести порядок в игре ансамбля. Подобным образом осуществлялось руководство исполнением опер. Система двойного дирижирования существовала пока клавесин оставался в оркестре. С его исчезновением и с увеличением состава оркестра, усложнением оркестровой фактуры и ритмики, а также по мере распространения романтической свободы трактовки темпа, руководство оркестром с помощью концертмейстера оказалось неэффективным. Примерно ко 2-й четв. 19 в. возник новый тип Д.-музыканта, полностью освобожденного от игры на инструменте, к-рый пластическими движениями рук с палочкой осуществлял руководство совместным исполнением. В наше время Д. пользуется пластическими движениями, имитирующими общепонятные бытовые жесты (подбрасывание и падение, тянущиеся и отрывистые движения разной интенсивности, удары, поглаживание, колебание и т. п.). Это облегчает совместную игру или пение, показывает характер исполнения, а условные направления движений рисуют метрику такта. Но тактирование - только первоначальная задача; более важной является осуществление образного и волевого воздействия на исполнителей, выразительными движениями рук, головы, взглядом заставляющими их играть согласно замыслу дирижера, передающего оркестру (хору) свое понимание произв., свое соотношение темпов или кульминаций, свое индивидуальное образное видение - интерпретацию произв.

Первоначально (в 19 в.) Д. обычно являлись композиторы, к-рые играли в концертах не только свои сочинения, но и произв. др. авторов. Однако далеко не все из них были способны выполнять разнообразные задачи, стоящие перед дирижером. Композиторское Д. дожило до 20 в. Среди Д.-композиторов - Рубинштейн, Чайковский, Глазунов, Рахманинов, Стравинский, Хачатурян и др.

Совр. понимание задач Д. и взгляд на иск-во, как на самостоятельную профессию, пришло не сразу. Обучение Д. как отд. муз. специальности началось в России только в 20-х гг. 20 в. Имея многие общие черты, оно сейчас разделено по родам коллективов: Д. симфонического оркестра и оперы, Д. хора, Д. духового оркестра, Д. оркестра нар. инструментов и т. д.

Лит.: Глинский М. Очерки по истории дирижерского иск-ва // Муз. современник. 1916. № 3; Тимофеев Ю. Руководство для начинающего дирижера. М., 1932; Багриновский М. М. Дирижерская техника рук. М., 1947; Птица К. Б. Очерки по технике дирижирования хором. М.; Л., 1948; Каперштейн М. М. Вопросы дирижирования. М., 1965; Пазовский А. М. Записки дирижера. М., 1966; Кондрашин К. П. О дирижерском иск-ве. Л.; М., 1970; Иванов-Радкевич А. П. О воспитании дирижера. М., 1973; Мусин И. А. О воспитании дирижера: Очерки. Л., 1987; Его же. Техника дирижирования. СПб., 1995.