ДИПТИХ (грея. - «вдвое
сложенный», «двустворчатый, состоящий из двух дощечек») - две деревянные
(костяные или металлические) продолговатые дощечки, соединенные одна с
другой и складывавшиеся подобно книжному переплету. Снаружи они имели гладкую
или украшенную резьбой поверхность, а внутри покрывались слоем воска, по
которому писали заостренной палочкой (стилем). В античном мире Д. играли
роль записных и памятных кн. Эволюция внешней формы Д. привела к появлению
образов-складней, па которых резные священные изображения помещались на
внутренней стороне (вместо надписей), а внешняя оставалась гладкой. Они
служили удобными переносными иконами, доступными каждому паломнику и небогатому
христианину. Д. в совр. значении наз. также поминальные списки (синодики),
вне зависимости от способа их оформления. Запись в Д. являлась для человека
(живого или почившего) почетом и свидетельством церковности, отказ от записи
(или исключение из Д.) - позором, отлучением от Церкви. Остатками древних
Д. являются в тексте совр. Литургии прошения т. н. «ходатайственной молитвы»
(intercessiones), последнего раздела евхаристической анафоры. В древнейшем
из сохранившихся русских Служебников («Служебник Варлаама Хутынского»,
кон. 12 - нач. 13 вв.) в текст ходатайств внесены даже имена конкретных
людей (вероятно, жертвователей в пользу храма).
Разновидностью Д. можно считать
«помянники» (синодики) как церк. или монастырские, куда вносятся имена
либо на определенный срок, либо «на вечное поминовение» (в зависимости
от размера пожертвования), так и личные. Последние велись на Руси не только
в царском и княжеском домах, но и в крест. избах, и представляют большой
историч. интерес, включая в себя не только имена людей, о которых не сохранилось
сведений в других источниках, но и краткие ремарки с указанием даты нашествия
неприятеля, междуусобной войны или иного бедствия, приведшего к смерти
поминаемого человека.