ДИОНИС - в греч. мифологии
сын Зевса и фиванской царевны Семелы, бог производящей природы, виноделия,
а также театр. иск-ва и поэтич. вдохновения. Род. преждевременно и отец
доносил его, зашив в своем бедре. В нек-рых обл. Греции справлялись праздники
в честь Д., священные обряды к-рых носили оргиастический характер. В Аттике
это были Большие (Великие) и Малые Дионисии. Одним из элементов культа
Д. была обрядовая «песнь о козле», из к-рой возникла эллинская трагедия
(tragodia - песнь о козле). Одно из распространенных имен Д. - Вакх
(этимология неясна; латинизированная форма - Бахус), нарицательно означает
также вино и пьяное веселье. В таком значении данное имя часто встречается
в рус. лит-ре (А. С. Пушкин «Пирующие студенты», «Вакхическая песня»; О.
Мандельштам - «Золотистого меда струя из бутылки текла» и др.). Карнавализованные
шествия с Бахусом составляли важнейшую часть ритуала Всепьянейшего собора
и больших празднеств при Петре I. Изображение Д. или Вакханалий в оформлении
интерьеров и фасадов 18 - 19 вв. в России служило знаком веселья, изобилия,
полноты жизни. У Павла I образ Д., многократно повторяемый в его дворцах,
по-видимому, воплощает его представление о самом себе. Важный след в рус.
культуре оставило пристальное изучение истории дионисийских культов Вяч.
Ивановым (Дионис и прадионисийство. Баку, 1982).