ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ (Туптало
Дан. Саввич) (1651-1709) - церк. деятель и писатель. Учился в Киево-Могилянской
акад. (1662 - 65), в 1668 пострижен в монахи, в 1677 - 78 жил в Литве.
В разные годы Д.Р. был проповедником, затем игуменом ряда укр. монастырей,
с 1683 некрое время жил в Киево-Печерской лавре. В 1689 в составе свиты
гетмана И. Мазепы посетил Москву. В 1701 Д.Р. назначен митр. Сибирским
(из-за болезни не занял митрополичью кафедру и жил в Москве), с 1702 -
митр. Ростовский. В Ростове учредил школу для детей всех сословий, где
ввел в преподавание греч. и лат. яз. По культурной ориентации Д. Р. был
латинствующим, близок Стефану Яворскому, в вопросе о пресуществлении Святых
Даров поддерживал Сильвестра Медведева. Трудолюбивый писатель, рассматривающий
лит. творчество как разновидность монашеского подвига (лит. занятия есть
«оправдание» делами). По мироощущению и отношению к писательству он являлся
характерным представителем вост.-слав. барокко кон. 17 в. Автор панегирич.
силлабич. стих. (канты и псалмы), школьных драм («Рождественская драма»),
полемич. богословских трактатов («Розыск о раскольнической брынской вере,
о учении их, о делах их и изъявлении, яко вера их не права, учение их душевредно
и дела их не богоугодны», 1709), многочисл. проповедей. Осн. труд Д.Р.
- составление «Четьих-Миней» (изд. кн. 1-4, 1689-1705). «Четьи-Минеи» Д.Р.
стали наиб. рас-простр. в 18 -19 вв. сводом житий святых, чтимых Правосл.
церковью (в 18 в. выдержали 10 изд.). Через них позднейшая словесность
приобщалась к традициям др.-рус. агиографии, тем самым они оказали существ.
(хотя и косвенное) влияние на новую рус. культуру. В 1757 причислен к лику
святых.