ДИДЛО Шарль Луи (1767
1837) - франц. артист, балетмейстер, педагог. Род. в Стокгольме, учился
в Париже у Ж. Лани и Ж. Деге. С 1786 - первый танцовщик придворной труппы
в Стокгольме. В 1787-91 выступал в Лондоне с труппой Ж.-Ж. Новерра, в Бордо
- с Ж. Добервалем. В 1792- 1801 - танцовщик и балетмейстер Лиона, Парижа
и Лондона. В 1801 - 11 и 1816-29 работает в СПб., в 1812-15 - в Лондоне.
Исполнительский стиль Д. отличался благородством и грациозностью. В 1788
дебютировал как хореограф в Лондоне, но расцвет его балетмейстерской деят-ности
относится к рус. периоду. Сыграл большую роль в становлении рус. балетного
иск-ва. На сцене Эрмитажного и Большого т-ров Д. ставил балеты на мифологич.,
ист., жанровые и сказочные сюжеты, дивертисменты с разнохарактерными танцами.
Танцевальные поэмы Д. «Зефир и Флора» (1804, 1808), «Амур и Психея» (1809),
«Ацис и Галатея» (1816) предвещали наступление романтизма. Он активно использовал
постановочную технику «полетов», «низвержений» для создания фантастической
атмосферы. Героями знаменитых пантомимных балетов на ист. сюжеты были борцы
за свободу и справедливость («Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники»,
1817; «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов», 1819 и др.).
На сюжеты восхищавшегося им А.С. Пушкина Д. поставил балет «Кавказский
пленник, или Тень невесты» и танцы в балете «Руслан и Людмила, или Низвержение
Черномора, злого волшебника» (пост. А.Л. Огюста по балету А.П. Глушковского,
1824). Продолжая реформы Новерра, Д. заботился о соответствии музыки, пластики,
оформления и костюмов содержанию спектакля. Вел.ика и роль Д.-педагога,
значительно поднявшего уровень рус. балетного исполнительства (с 1804 руководил
Петерб. театр. школой). Среди его учеников М. Иконина, А. Новицкая, А.
Глушковский, М. Данилова, А. Истомина, А. Лихутина, Е. Телешова, Н. Гольц
и др.