РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
При гносеологич. понимании Д. является лишь характеристикой познават. процесса (упомянутые выше др.-греч. философы, Кант и др.). Таково понимание Кантом антиномий чистого разума: как только разум пытается решить тот или иной вопрос о мире в целом, он неизбежно приходит к неразрешимым логич. противоречиям (антиномиям) и с одинаковой убедительностью доказывает противоположные утверждения. Подобные антиномии Кант считал лишь противоречиями чистого (теоретич.) разума, неприменимыми для характеристики «вещей в себе», существующих сами по себе.
При онтологич. понимании Д. - характеристика реальности и познават. процесса, отображающего реальность (Гераклит, Гегель и др.). Хрестоматийный пример - концепция Гегеля, исходящего из принципа тождества мышления (духа) и бытия, из к-рого среди прочего следует, что орг-ция духа - это орг-ция реального мира, мир - история развития Абсолютного духа, познание мира - самопознание (саморазвитие) Абсолютного духа, система категорий саморазвития Абсолютного духа - система осн. «параметров» (сторон) действительности такой, как она существует сама по себе. Самопознание - саморазвитие Абсолютного духа происходит «триадами»: тезис - антитезис - синтез. Противоречие Гегель считает «мотором» развития (самопознания) Абсолютного духа. Отношение противоположностей предполагает их единство, под которым понимается их взаимоотторжение. Д., по Гегелю, присуща лишь самопознанию Абсолютного духа, но не природе, поскольку диалектич. (подвижным, развивающимся) может быть абс. начало, но не «косная» материя.
Д. «снятия противоположности» - Д. антиномичности. Согласно Д. «снятия противоположностей», все более напряженное их взаимоотношение, достигая, в конце концов, своей высш. точки, разрешается («снимается») в некоем высш. синтезе (Гегель). Антиномически Д. познания мира понимал Кант, а также Николай Кузанский, учивший о совпадении противоположностей в онтологич. глубинах бытия. Экзистенциального варианта антиномич. Д. придерживался С. Кьеркегор, противопоставляющий гегелевской Д. «снятия противоположностей» субъективно (экзистенциальную) Д. напряженно-драматичных взаимоотношений человека с Богом, находящих свое выражение в парадоксализме (алогичности) подлинно религ. переживания - в героичности выбора человеком Бога, а не себя и мира. Эту линию продолжили философы религ.-экзистенциальной ориентации и нек-рые выдающиеся протестантские богословы, подчеркивавшие несоизмеримость Бога и человека, ставящую принципиальный предел рациональному знанию и требующую иррационального обращения к вере в Бога (К. Яснерс, П. Тиллих и др.).
Мн. выдающиеся рус. мыслители
тяготели к антиномичности Д. Диалектиком-антиномистом был Ф.М. Достоевский.
Очень интересные диалектич. идеи содержатся в концепциях рус. философов,
разрабатывающих тот или иной вариант теории теокосмич. всеединства, в т.
ч. учение динамич. спиритуализма Л. М. Лопатина, органическая Д. С. Л.
Франка, примыкавшего к традиции Николая Кузанского. Согласно Франку, глубинно-фундаментальная
сфера реальности, им «непостижимым», «постижима» лишь в антиномич. форме,
поскольку антиномия - единственно возможная словесная форма выражения мыслей
о Непостижимом: формулируя противоречащие друг другу суждения относительно
сферы Непостижимого, мы должны отвергнуть их логич. синтез. П.А. Флоренский
в «Столпе и утверждении истины» утверждает, что возможная полнота истины
выразима лишь в антиномич. форме: «Тезис и антитезис вместе образуют выражение
истины. Др. словами, истина есть антиномия и не может не быть таковою».
В итоговой кн. «У водоразделов мысли» Флоренский высоко оценивает Д. как
способность к контекстуально истинному рассуждению: «Единственный христианский
- смиренный путь рассуждения - это диалектика; я говорю то, что сейчас
в данной комбинации суждений, в данном контексте речи и отношений истинно,
ни на что больше не притязаю».