РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Второй этап развития Д.М. (10-40-е гг. 20 в.) связан с остротой внутриполитич. дискуссий в рос. социал-демократии по поводу роли и значимости позитивизма и отражен гл. образом в произв. В.И. Ленина: «Материализм и эмпириокритицизм» (1908 - 09; определение осн. категорий Д.М. - материи, движения, пространства, времени, истины и практики как ее критерия, принципы партийности философии и др.) и «Философские тетради» (1914 - 18), в к-рых раскрываются проблемы диалектики (ст. «К вопросу о диалектике»), В 1938 в кн. «История ВКПб» в гл. 4 «О диалектическом и ист. материализме», приписываемой И.В. Сталину, содержалась крайне упрощенная и догматическая их характеристика.
Третий этап (сер. 60 - кон. 80-х гг.) характеризуется интенсивной разработкой важнейших принципов и положений Д.М. с учетом новейших научно-технических достижений и в связи с критикой осн. течений и школ совр. зап. философии, теологии и естествознания. Его итоги в систематическом и концентрированном виде получили отражение в последнем сов. учебнике для вузов - «Введение в философию» (М., 1989). По мнению Н.А. Бердяева, Д.М. «есть нелепое сочетание, ибо не может быть диалектики материи, возможна лишь диалектика духа и смысла (Н.А. Бердяев. «Истоки и смысл рус. коммунизма». М., 1990. С.82). С др. стороны, Н. О. Лосский подчеркивал, что Д.М. - партийная философия, озабоченная не гносеологическими, а практическими нуждами рев-ции, тем не менее он утверждал, что «свободное мышление быстро превратило бы Д.М. в к.-л. сложную систему идеал-реализма» (И.О. Лосский. «История рус. философии». М., 1991. С. 481).
Д.М. как онтологич. и гносеологич. учение, направленное резко против религ. мировоззрения, начинается с постановки и определения т. н. осн. вопроса философии - об отношении мышления к бытию, духа к природе, в к-рой выявляется бытийная и познавательная диалектика их отношений. Онтологич. аспект этого вопроса [что первично - материя или сознание (дух?)] раскрывает проблему субстанции (материалистич. монизм), жестко разделяя всю историю философии на два больших лагеря - направления: материализм и идеализм со всеми их разнообразными ист. формами. В материализме это стихийный, наивный материализм античности, механич. и метафизич. (антидиалектич.) материализм нового времени и Просвещения и, наконец, Д.М. как его высшая форма. В идеализме выделяются такие формы, как объективный идеализм (Платон, Гегель) и субъективный (солипсизм - Беркли, Юм).
Монистичная онтология Д.М., исходя из первичности и самодостаточности (несозданности и неуничтожимости) материи в качестве субстанции, определяемой как «объективная реальность, данная человеку в его ощущениях» (Ленин), трактует сознание, дух в качестве субъективной реальности, свойства высокоорганизов. материи, к-рое возникло в результате естеств. эволюции (антропосоциоги-нез). Материя неразрывно связана с движением (способ ее существования), пространством и временем (как формами ее существования), и отдельно все они существовать не могут (отсюда принцип детерминизма). Одно из фундаментальных проявлений видов движения - развитие как строго определенное, закономерное и направленное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому (прогресс) и наоборот (регресс).
В соответствии с принципом развития движение материи эволюционирует от своей простейшей механич. формы через физич., химич. (неживая природа) к биологич. и соц. орг-ции. При этом материя, как и субстанция Б. Спинозы, есть «причина самой себя», т. е. содержит в себе внутр. источник самодвижения (саморазвития). Теория всеобщего (природы, об-ва и мышления) развития и есть диалектика как система принципиальных законов и категорий, с помощью к-рых раскрываются: источник и причины развития (противоречие как отношение единства и борьбы противоположностей); внутр. механизм развития и возникновение нового (взаимопроникновение количественных и качественных изменений), а также преемственность и направленность развития (отрицание отрицания). При этом целесообразность как знание и активное стремление к результату деят-ности во всей природе присуща исключительно человеку.
Один из основополагающих для Д.М. принципов детерминизма реализуется в учении о причинной, функциональной и системной связи и взаимной обусловленности явлений, согласно к-рому из ничего ничто не возникает (Протагор), и все, что есть, имеет свою причину и, будучи следствием, «в свою очередь» выступает в качестве новой причины.
Осн. формами бытия (существования) материи в Д.М. является пространство как характеристика протяженности, размерности (трехмерность) и топологии (бытия материи). Т. о. пространство и время - это не абсолютно самостоят. субстанции (И. Ньютон) и не априорные формы субъективного чувствования (И. Кант), но объективные, неразрывно связанные с материей формы и характеристики ее бытия.
Гносеология, или теория познания Д.М. также выводится из осн. вопроса философии, составляя его специфический аспект: как относятся наши мысли о мире к самому этому (действительному) миру? Она строится на принципах отражения, к-рый заключается в способности объектов запечатлевать и воспроизводить особенности и характеристики взаимодействующих с ними предметов и явлений. Вполне признавая познаваемость мира, Д.М. формулирует теорию антропосоциогенеза (труд и речь как опредсл. факторы генезиса сознания - Ф. Энгельс). Отрицание познаваемости мира, т.е. возможности получения объективной истины и проникновения в сущность вещей, обозначается как агностицизм (Д. Юм и Кант).
Критич. анализ и крайне негативные оценки как всего Д.М., так и отд. его центральных постулатов содержатся в трудах ведущих мыслителей рус. зарубежья: Бердяев Н.А. «Истоки и смысл рус. коммунизма». М., 1990; Лосский Н.О. «Диалектич. материализм в СССР». Париж, 1934; «История рус. философии». М., 1991; ФранкС.Л. «Основы марксизма». Берлин, 1926; Вышеславцев Б.П. «Нищета марксизма». Франкфурт-на-Майне, 1955. 3-е изд. 1971; Левицкий С.А. «Очерки по истории рус. философии». М., 1996 и др.