ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР специфич.
область устной традиц. культуры, включающая 2 осн. пласта. 1) Фольклор,
исполняемый взрослыми для детей (колыбельные песни, пестушки, потешки);
2) Фольклор, функционирующий непосредственно в дет. среде, в нек-рой своей
части дифференцированный по возрасту и полу его носителей. Наряду с жанрами,
целиком принадлежащими дет. среде (дразнилки, страшилки, считалки), здесь
значит. место занимают освоенные детьми виды и произв. «взрослого» фольклора:
обрядовые, сатирич., скоморошные, небыличные песни, сказки, рассказы, загадки,
пословицы, прибаутки. В произв. Д.Ф. нередко сохраняются архаич. мотивы
и образы, мифологич. следы. Д.Ф. в широком понимании не может быть ограничен
рамками словесного поэтич. творчества, он включает также разнообразные
вербальные формы, не получающие завершенного худож. выражения (разл. виды
словотворчества, «тайный язык», прозвища, поддевки и др.). Гл. особенность
Д.Ф. - неразделенное™ словесного и акционального, поведенческого начала:
словесные тексты обнаруживают свои значения в контексте живой деят-ности
детей, в т. ч. творческой: музицирование, рисование, изготовление разного
рода поделок, игры без слов или с минимальным словесным элементом и др.
Д.Ф., сохраняя в своем составе значит. традиционный пласт, постоянно обогащается
за счет новотворчества детей, в чем проявляются существенные особенности
дет. психологии, миропонимания и этики, взаимоотношений в дет. мире.